Страховка не оградит руководителя компании от ошибок, но она поможет минимизировать потери в случае просчетов в управлении.
Фото Евгения Зуева (НГ-фото)
Страхование ответственности директоров и топ-менеджеров пока в России относится к разряду экзотических, тогда как за рубежом полис D&O (Directors & Officers Liability) – дело привычное. Без него ни один руководитель не приступит к работе. Правда, и у нас этот вид страхования может стать более популярным в ближайшее время. Этому будет способствовать выход российских компаний на западный рынок с IPO. Ведь наличие покрытия D&O – обязательное условие присутствия на мировых фондовых биржах.
Страхование D&O достаточно молодое даже по общемировым критериям. В США первые полисы такого рода появились в 30-е годы прошлого века. Но настоящую популярность страхование ответственности управляющих получило в 80-е годы, когда коллективные иски превратились в настоящую проблему для бизнеса. В западных странах существует немало оснований для привлечения руководителей компании к ответственности. Претензии к управляющим могут быть предъявлены и со стороны акционеров, и со стороны конкурентов, и со стороны сотрудников компаний. А поводом для исков может стать непреднамеренное нарушение служебных обязанностей, трудовые споры и даже неосторожное публичное заявление. Иски предъявляются на десятки и сотни миллионов долларов. Чтобы доказать свою невиновность, топ-менеджеру порой приходится платить огромные гонорары адвокатам. Понятно, почему такие расходы компании стараются переложить на плечи страховщиков.
В России этот вид страхования начал развиваться всего лет десять назад. По оценкам экспертов, на сегодняшний день в нашей стране выдано около 40–50 полисов подобного рода. Как правило, ими обзаводятся зарубежные корпорации, организации с экспортным профилем, открывающие свои представительства за рубежом, а также крупные российские публичные компании, чьи акции торгуются на мировых биржах. Наличие покрытия D&O – обязательное условие присутствия на западных фондовых биржах. По данным Ингосстраха, в России в 2006 году объем премий, собранных по этому виду страхования, составил от 40 до 70 млн. долл.
Суть страхования ответственности в том, чтобы защитить собственников и управляющих от убытков, которые являются следствием ошибок менеджмента, бездействия, неоправданных инвестиций и растраты средств компании, использования инсайдерской информации, нарушений трудового законодательства. На Западе полисом страхования D&O покрываются даже риски, связанные с претензиями налоговых органов, но в России эти риски пока не берутся в расчет. К убыткам не относят штрафы, взыскания, налагаемые в порядке наказания. Страховка не будет выплачена в случае нечестных действий с целью извлечения личной выгоды, финансовых искажений и прочих незаконных поступков. Нужно учесть, что страхуется только гражданская ответственность директоров, но не уголовная и не административная. Также в покрытие D&O не включаются компенсации за телесные повреждения, ущерб, нанесенный имуществу, профессиональную ответственность, которые обычно учитываются в других полисах.
По мнению экспертов, ситуации повышенного риска для директоров возникают чаще всего во время слияний и поглощений, при выпуске ценных бумаг, то есть при попытке компании привлечь дополнительные активы. Конечно, подобная страховка не обезопасит руководящий менеджмент компании от ошибок, но она уж точно снизит потери, которые вызваны просчетами в управлении.
Заключить договор страхования D&O не так-то просто. Для этого от компании потребуется максимальная открытость, ведь страховщики запросят подробную информацию об ее деятельности: список акционеров, отчетность за несколько лет, результаты аудиторских проверок, информацию о допэмиссиях акций, о слияниях и поглощениях. Неудивительно, что сама процедура заключения договора может растянуться на несколько месяцев, а иногда и на год. Страхователем в этом случае, как правило, выступает компания, а застрахованными лицами – перечисленные в полисе управляющие, поэтому эти полисы действуют ровно до момента их увольнения. На Западе распространена практика, когда топ-менеджеры самостоятельно страхуют свою ответственность: тогда действие полиса не зависит от смены места работы.
Тарифы страхования D&O рассчитываются индивидуально для каждой компании, причем суммы эти, как правило, немалые. На тарифную ставку влияет множество факторов: размер активов компании, ее специализация, степень зависимости цены акций от действия менеджеров и спекулятивных или фундаментальных рыночных тенденций. Учитывается также история убытков, наличие в прошлом подобных исков к компании или ее менеджменту.
По мнению экспертов, страхование ответственности управляющих в России будет развиваться. Стремление торговать акциями в Лондоне или Нью-Йорке – основная причина, по которой наши компании могут уже в ближайшее время задуматься о полисах D&O. Что же касается компаний, работающих на российском рынке, то и тут ситуация постепенно меняется. Ведь требования к корпоративному управлению постепенно ужесточаются. В России все чаще к работе в крупных компаниях привлекают независимых директоров, которые совершенно свободны в своих действиях, а в структуру владельцев крупных компаний нередко входят иностранные инвесторы, знакомые с необходимостью страхования ответственности. Хотя здесь многое зависит от законодательных вопросов. У нас в отличие от западных стран руководители компаний по закону не несут персональную ответственность за результаты деятельности возглавляемых ими компаний. Нет в России и судебной практики привлечения к гражданско-правовой ответственности руководителей компаний за совершенные ошибки.