Вчера объявлен третий участник разработки первой фазы крупнейшего Штокмановского газоконденсатного месторождения. Им станет норвежская компания StatoilHydro, которая получит в проекте долю в 24%. Норвежцам предстоит составить компанию в разработке Штокмана «Газпрому» (51% участия) и французской Total (25% участия).
О том, что выбор третьего участника проекта пал на StatoilHydro, было объявлено после состоявшегося вчера телефонного разговора между президентом РФ Владимиром Путиным и премьер-министром Норвегии Йенсом Столтенбергом. Согласно официальному сообщению Путин и Столтенберг пришли к выводу, что «участие норвежской компании в разработке Штокмана выводит энергетическое сотрудничество между двумя странами на стратегический рубеж». Вчера же «Газпром» объявил о подписании рамочного соглашения, согласно которому объединенная компания StatoilHydro получит 24% акций в компании специального назначения Shtokman Development Company, которая будет собственником данной инфраструктуры на протяжении 25 лет с момента ввода месторождения в эксплуатацию. Таким образом американская Conoco, переговоры с которой шли параллельно с норвежцами, осталась за бортом проекта.
Несмотря на задержку с определением недостающего партнера, принятое решение можно считать удачным во всех отношениях, пояснил «НГ» старший аналитик по нефти и газу компании «Антанта-Капитал» Тимур Хайруллин. «Газпром» рассматривал в качестве возможных партнеров несколько компаний, и выбор пал на наиболее привлекательную, – заявил эксперт. – StatoilHydro обладает уникальным опытом разработки месторождений углеводородов на шельфе в условиях Арктики. При этом наличие сразу двух партнеров – французов и норвежцев – наиболее оптимальный вариант, позволяющий «Газпрому» сохранить за собой контрольный пакет». В том, что решение вопроса затянулось на несколько месяцев, о подключении к проекту Total было объявлено еще в июле и тогда же было сообщено о намерении российской стороны привлечь третьего участника, Хайруллин не видит ничего необычного. «Для такого крупного проекта это не такой уж большой срок, к тому же совсем не факт, что задержка возникла по вине только российской стороны, – считает Хайруллин. – Возможно, норвежцев не устраивало, что «Газпром» будет полностью распоряжаться всем объемом добываемых углеводородов, и их необходимо было убедить принять участие в проекте на предложенных условиях, на что потребовалось время».
«То, что в качестве второго партнера для освоения Штокмана «Газпром» выбрал норвежцев, а не американцев, говорит о том, что на первом этапе российской корпорации наиболее важно получить передовые технологии работы на шельфе северных морей, – считает директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов. – Выход на американский рынок СПГ скорее всего будет осуществляться за счет участия в создании терминалов по регазификации. США и Канада объявили о планах по строительству большого числа терминалов по приему СПГ, однако далеко не все из них имеют контракты на поставку сжиженного газа». Понятно, что строить терминал, не имея гарантии его заполнения, весьма рискованно, поэтому фирмы, получившие разрешения на строительство терминалов, пытаются наладить партнерские отношения с компаниями, у которых имеются значительные запасы газа. «Впрочем, на последующих фазах освоения Штокмана «Газпром» может пойти и на обмен активами с какой-то крупной американской компанией, чтобы закрепиться на рынке США», – предполагает Правосудов.
Параметры Штокмана
Штокмановское месторождение расположено в центральной части шельфа российского сектора Баренцева моря. Запасы месторождения по категории С1+С2, утвержденные Госкомиссией по запасам полезных ископаемых Минприроды в январе 2006 года, составляют 3,7 трлн. кубометров газа и более 31 млн. тонн газового конденсата. Первая фаза освоения месторождения, к которой приглашены французы и норвежцы, предусматривает добычу 23,7 млрд. кубометров природного газа в год, с началом поставок по газопроводу в 2013 году и сжиженного природного газа (СПГ) – в 2014 году. В рамках этой фазы планируется поставка 7,5 млн. тонн СПГ, который будет поставляться как в страны Европы, так и в страны Атлантического бассейна.