Резко взлетевшие за последние месяцы цены на продукты не снижаются и не будут снижаться.
Фото Григория Тамбулова (НГ-фото)
Вступившее в действие с 24 октября соглашение о замораживании цен на социально значимые продукты питания по состоянию на 15 октября не привело и не приведет к удешевлению молока, кефира и других товаров этой номенклатуры.
Вчера журналисты «НГ» обзвонили ряд крупнейших производителей и торговых сетей, чтобы узнать, снизили ли они в рамках развернутой кампании цены на какие-либо продовольственные товары. Часть участников соглашения уклонилась от ответа. Другие признали, что снижения цен нет либо оно носит единичный характер, объяснив это тем, что с 15 по 24 октября продукты социальной номенклатуры практически не дорожали, а значит, и дешеветь им не положено. В пресс-службе одного из участников соглашения – компании «Вимм-Билль-Данн» (ВБД) – «НГ» сообщили, что она выполняет в полном объеме свои обязательства по остановке цен.
«Нами заморожены цены на молоко жирностью 1,5% и 2,5% (в зависимости от региона, так как в разных регионах «социальными продуктами» называется разные товары) и на кефир жирностью 1%, – пояснил пресс-секретарь ВБД Антон Сарайкин – В каждом регионе свои марки и свои цены, но цены зафиксированы по данным на 15 октября». «Остановка цен на конкретную продукцию зависит от технологической специфики заводов и уровня цены на сырьевом рынке, которые различаются по регионам, – заявил директор по корпоративным коммуникациям группы «Юнимилк» Павел Гусев. – Нами снижены цены на молоко жирностью не выше 2,5% и сметану в большинстве своем 15%-ной жирности, так как 10% – это уже сливки, а не сметана. Цены морозятся в рамках соглашения по состоянию на 15 октября, но на группу товаров, которые вошли в список, роста цен с этой даты не было».
Переписывать ценники не спешат и крупнейшие продавцы, объясняя этот факт тем, что с 15 октября они если и выросли, то незначительно. «В настоящее время идет процесс конкретной реализации данного соглашения, – сообщил «НГ» старший менеджер департамента по связям с общественностью компании «Мосмарт» Дмитрий Льговский, – точной информации по поводу изменения цен на продукты, попавшие в список, пока нет, однако серьезно пересматривать их вряд ли придется». Эксперт отдела маркетинга «Ашан-Спб-Дыбенко» Наталья Смоленская по поводу цен ничего конкретного пояснить не смогла, но напомнила, что гипермаркеты «Ашан» и так являются дискаунтерами. «Даже в сложившейся сложной ситуации на рынке продуктов питания мы соблюдаем нашу политику, то есть мы устанавливаем самые низкие цены на все товары в городе, – пояснила Смоленская. – И мы предлагаем вам самим убедиться в этом, приехав в наш магазин и ознакомившись с ценами».
Представитель другого крупного участника сделки с властями – компании «Метро» – уклонилась от ответа на вопрос. Руководитель отдела правительственных и внешних связей ООО «Метро Кэш энд Керри» Оксана Токарева сообщила «НГ», что «таких вещей мы, к сожалению, пока не комментируем, Ассоциация компаний розничной торговли АКОРТ позже распространит пресс-релиз по этому поводу».
О том, будут ли переписаны ценники и в какую сторону, затруднились ответить и в торговых сетях, не попавших под действие соглашения о заморозке цен. Директор департамента маркетинга торговой сети «Самохвал» Анастасия Морозова отметила, что наценка на продукты, которые компания считает социально значимыми (хлеб, молоко), была и остается минимальной, однако размеры ее назвать отказалась, сославшись на «коммерческую тайну».
Тем временем появились первые пострадавшие среди участников соглашения от самого факта его заключения. Ими стали акционеры «Вимм-Билль-Данн», стоимость активов которых упала в цене. По итогам торгов на Нью-Йоркской фондовой бирже (NYSE), стоимость американских депозитарных расписок (ADR) ВБД упала на 3,23% – до 112,4 долл. сразу после известия о подписании соглашения об ограничении цен. В результате капитализация ВБД всего за один торговый день снизилась с 5,1 млрд. долл. до 4,94 млрд. долл. Впрочем, в самой компании настроены оптимистично. Представители ВБД выразили уверенность, что, несмотря на негативные известия, прогнозируемые показатели по итогам года по прибыли, выручке и т.д. все-таки будут достигнуты. «Мы не ожидаем негативного эффекта для нашего бизнеса. Если и будут какие-либо убытки, то мы их успешно компенсируем за счет работы по оптимизации издержек», – сообщил Антон Сарайкин.