Россияне боятся, как бы полки в магазинах не опустели, как в начале 90-х, и запасаются впрок.
Фото Владимира Сварцевича (НГ-фото)
Сегодня крупнейшие производители и продавцы продовольствия должны подписать соглашение о добровольном ограничении наценки на ряд социально значимых товаров. По задумке Минсельхоза, этот шаг позволит затормозить безудержный рост цен на продовольствие, а по мнению экспертов – наоборот, приведет к сокращению производства и вымыванию наиболее дешевых и наименее рентабельных товаров (см. «НГ» от 22.10.07).
Население тем временем не ждет ничего хорошего от складывающейся ситуации и сметает с прилавков продукты долгосрочного хранения, опасаясь их дальнейшего подорожания и дефицита. Напомним, что, по словам главы Минсельхоза Алексея Гордеева, сегодня ассоциации и союзы крупных сетевых компаний, компаний по производству молочной продукции, растительного масла и яиц должны договориться об ограничении наценки на все социально значимые виды продуктов 10%. При этом список таких товаров пока что никто не огласил.
Между тем население на помощь государства уже не надеется и постепенно поддается продовольственной панике, сметая наиболее «проблемные» продукты долгосрочного хранения. Беспрецедентное с начала 90-х годов событие произошло в Екатеринбурге. Результатом ажиотажа в продовольственных магазинах города стало появление таблички в торговом центре «Ашан», извещающей о том, что в одни руки разрешается брать не более четырех упаковок подсолнечного масла. Впрочем, в отличие от голодных 90-х речь идет не о литре или килограмме в одни руки, а об объеме масла в 24 литра, учитывая, что в одной упаковке содержится шесть литровых бутылок. Какой логике подчинялись авторы этого ограничения – пока не понятно. Вроде торговая сеть, наоборот, должна быть рада покупателям, готовым приобретать сразу по четверти центнера какого-либо продукта. Подозрения в административном диктате региональных властей не оправдались.
В региональном министерстве торговли не только не поддержали ограничение «Ашаном» покупательского аппетита, но и, наоборот, такие действия назвали незаконными и посоветовали покупателям обращаться за защитой своих прав в суд. В самом центре объяснили введение подобных мер защитой прав этих самых покупателей, «поскольку хочется, чтобы масла хватило всем». Впрочем, как передает собкор «НГ» из уральской столицы, обыватели ждут только усиления паники.
В головном офисе «Ашана» в Москве не смогли прояснить ситуацию с появлением скандального объявления. В приемной гендиректора «Ашана» «НГ» сообщили, что ни пресс-службы, ни какого-либо отдела по связям с общественностью у «Ашана» нет, а соединить с кем-либо из менеджеров, уполномоченных отвечать на такие вопросы, отказались.
Время от времени те или иные признаки продовольственной паники в стране проявляются с июля, когда были отмечены первые скачки цен на хлеб. Достаточно вспомнить, что в июле власти Санкт-Петербурга, напуганные предстоящим подорожанием хлеба в среднем на 2–3 руб. за буханку, вынуждены были заявить о подготовке экстраординарных мер. «В дальнейшем в Петербурге возможно введение карточек, – заявил тогда первый зампред городского комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Юрий Раков, но потом поправился: – Ну, может быть, продуктовых талонов, как в США, для малообеспеченных семей┘»
В конце сентября нервозность охватила Калининград, где в условиях одномоментного резкого скачка цен был отмечен ажиотажный спрос на сахар и растительное масло, что в итоге привело к временному дефициту этих групп продтоваров и дракам в магазинах. Испугавшись повторения этих событий и недовольства населения, а также стремясь оградить свои регионы от резкого роста цен, многие губернаторы, как в 90-е годы, волевым решением ограничили вывоз молока в сопредельные области, а также ввели собственный уровень наценок – как правило, 10–15% – на хлеб, молоко и молочные продукты и т.д.
По мнению опрошенных «НГ» экспертов, ситуация в дальнейшем только ухудшится. «По многим товарным позициям можно будет наблюдать «вымывание» их из продажи – дешевых продуктов, несмотря ни на какие соглашения и ограничения цен, в стране не будет в течение довольно длительного времени – это почти стопроцентно, – уверен руководитель Центра социальной политики Института экономики РАН Евгений Гонтмахер. – Что делать производителю в случае ограничения торговой надбавки на маложирное молоко, которое наверняка попадет в список? Естественно, сокращать его производство. Сегмент товаров эконом-класса сократится очень серьезно, но при этом пострадает и средний класс, так как продукты подорожают и в этом сегменте». Сейчас правительству придется озаботиться прежде всего выплатой компенсаций населению, так как директивные ограничения цен уже не помогут. «Причем компенсаций серьезных, а не этих несчастных 300 рублей, о которых недавно было объявлено, – отмечает эксперт. – Ну а затем придется выстраивать нормальную, конкурентную экономику, что, конечно, дело далеко не одного-двух лет. Но иного пути просто нет».
Екатеринбург