Воровство остается бичом государства при осваивании средств федерального и местных бюджетов. По словам организаторов общероссийского «Национального рейтинга прозрачности закупок», из выделенных на госзакупки в 2006–2007 годах средств был украден каждый четвертый рубль.
Если учесть, что в масштабах всей страны госзаказ составляет около 4 трлн. руб. в год, потери от воровства достигают 1 трлн. руб. Организаторы рейтинга – Национальная ассоциация участников электронной торговли (НАУЭТ) и Межрегиональное общественное движение «Против коррупции» – пришли к такому выводу на основании анализа 10 тыс. проведенных в ходе госзаказа закупок.
Их данные противоречат утверждениям чиновников о том, что после принятия в 2005 году закона, обязывающего размещать заказы на поставки товаров и услуг для государственных и муниципальных нужд через конкурсные процедуры, то есть на аукционах и тендерах, коррупция в этой сфере пошла на спад.
В то же время эти данные соответствуют выводам, которые делают исследующие вопрос международные организации. Так, согласно ежегодному отчету международной неправительственной организации Transparency International в 2007 году Россия в мировом рейтинге коррумпированных стран опустилась со 127-го на 145-е место, а в традиционном рейтинге экономических свобод, который разрабатывается специалистами Heritage Foundation, заняла 120-е место из 161, набрав 61,4 балла из 100 возможных. Последний показатель на 0,3% меньше, чем по итогам прошлого года, и по этому пункту страна оказалась между Китаем и Непалом (а среди европейских стран заняла 39-е место).
По словам исполнительного секретаря межрегионального общественного движения «Против коррупции» Леонида Трошина, наиболее серьезное завышение цен при госзакупках традиционно фиксируется в таких сферах, как строительство (35%), закупка горюче-смазочных материалов (ГСМ) – 15%, Северный завоз, и т.п. А всего разворовывается примерно 1,5% внутреннего валового продукта (ВВП) страны.
Присутствовавший на пресс-конференции, на которой объявлялись столь печальные итоги госзаказа, начальник управления по контролю за размещением госзаказа Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Михаил Евраев не возражал против озвученных цифр. Правда, по его словам, ФАС тоже осуществила в этом году 8 тыс. проверок, показавших, что проведение тендеров и аукционов при госзакупках снизило коррупционные издержки. Михаил Евраев также отметил, что прозрачность госзакупок планируется в скором времени сделать одним из критериев, по которому администрация президента будет оценивать эффективность работы региональных властей.
Независимые эксперты уверены: полную ясность и прозрачность при расходовании бюджетных денег удастся навести не скоро. По их словам, МЭРТ до сих пор даже не утвердил методику образования начальных цен по госуслугам, а как оценивать стоимость научно-исследовательских работ, в ведомстве до сих пор не знают. Впрочем, это и неудивительно, так как критерии оценки деятельности самих этих структур тоже неизвестны.
Тендеры и аукционы явно не панацея, так как коррумпированный бизнес легко приспосабливается к любым чиновничьим нововведениям. Что делать в этой ситуации – «вопрос риторический», как заявил «НГ» научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин. По его словам, данные последних исследований, в том числе центра «Индем», свидетельствуют, что низовая коррупция – то есть теневой оборот на уровне малого бизнеса и рядовых граждан – в последнее время снижается, а нетерпимость к этому явлению общества стала больше. Но одновременно растет масштаб коррупции в государственном аппарате и в более высоких слоях бизнеса пропорционально росту нефтяных и остальных доходов, что является следствием «понижения контроля за бюрократическим аппаратом». «Сейчас можно создать отдельные островки, свободные от коррупции, – считает эксперт. – Но в целом без серьезного отношения к демократии и демократического контроля общества, без того, чтобы антикоррупционная борьба стала одним из основных приоритетов государства, уменьшить масштабы коррупции не получится».