Вчера Минсельхоз и МЭРТ обнародовали планы борьбы с ростом цен на молочные продукты путем снижения ввозных пошлин с 15 до 5%. Крупные компании-производители считают, что эта мера никак не отразится на растущих ценах. Не поможет стабилизировать цены и кампания административного давления на продавцов и производителей, которые предсказывают острый дефицит молочных продуктов.
Минэкономразвития вчера внесло в правительство проект постановления о снижении импортных пошлин на молочную продукцию с 15 до 5%. Снижение пошлин коснется молока, сыра и творога.
На те сыры, на которые действовали дифференцированные пошлины, МЭРТ предлагает ввести единую ставку 0,3 евро за 1 кг. Импортные пошлины на молочную продукцию планируется снизить сроком на шесть месяцев. Как пояснили «НГ» источники в МЭРТе, пошлины будут снижены очень скоро, хотя точная дата их пересмотра пока не определена.
Глава Минсельхоза Алексей Гордеев также подтвердил вчера планы правительства по снижению ввозных пошлин. По его словам, вопрос о дате снижения пошлин пока изучается. «Можно принять сразу, чтобы облегчить работу рынка, но, с другой стороны, нужно сначала спросить производителей, как они к этому относятся», – заявил вчера министр.
Между тем опрошенные «НГ» производители в один голос заявили, что даже полная отмена ввозных пошлин практически не скажется на внутренних ценах. «Основной поток молочного импорта в Россию и раньше шел без пошлин через Украину и Белоруссию», – заявил «НГ» директор по корпоративным коммуникациям группы «Юнимилк» Павел Исаев. По его словам, цены на сухое молоко в Европе значительно выше внутрироссийских, поэтому даже увеличение импорта не поможет сбить цены на молоко внутри страны. «Основной источник молока – это внутренняя сырьевая база, о развитии которой нужно позаботиться государству, а импортное молоко может лишь задать верхний ценовой предел», – считает Исаев.
«В России сегодня очевиден дефицит сырого молока, который вряд ли закроют импортные поставки», – считает член правления компании «Вимм-Билль-Данн» Марина Каган. По ее словам, Россия является третьим по величине производителем молока после США и Индии, однако производство рассредоточено по множеству небольших ферм, молоко у которых закупают местные перекупщики. «Именно перекупщики, а не фермеры, получают основную выгоду от нынешнего скачка цен на молоко», – утверждает Марина Каган.
Примечательно, что компании «Вимм-Билль-Данн» и «Юнимилк» оказались в черном списке Федеральной антимонопольной службы (ФАС). В конце прошлой недели ФАС объявила о начале «антимонопольного расследования на рынке молока и цельномолочной продукции». Представители ФАС уже затребовали данные об отпускных и закупочных ценах за последние два года у шести крупнейших производителей молочной продукции, на долю которых приходится более 60% товарного рынка. Кроме названных компаний в черный список ФАС попали «Кампина», «Данон», «Эрманн» и «Пармалат». Одновременно Ассоциация компаний розничной торговли призвала поставщиков продовольствия заморозить цены на социально значимые товары.
«Призыв заморозить цены – это фактически принуждение к ценовому сговору, однако его поддерживают представители государства, и мы не можем этому противостоять», – заявил «НГ» представитель крупной российской молочной компании. По его словам, молочники не хотят повторить опыт Брянского молочного комбината (БМК), который местные власти вынудили снизить отпускные цены под угрозой закрытия производства из-за якобы имевших место санитарных нарушений. «Руководство БМК осознало, что новая цена не по карману многим жителям области, и гарантирует поставки качественной продукции по доступным для населения Брянской области ценам», – заявили в пресс-службе областной администрации. На прошлой неделе замгубернатора Николай Симоненко и директор БМК Вадим Окселенко договорились о том, что БМК снизит отпускные цены до 19,5 руб. за литр молока.
«Государственное регулирование должно основываться на нормах права, а неформальные договоренности ни к чему хорошему не приведут», – говорит юрист коллегии адвокатов «Юков, Хренов и партнеры» Александр Задорожный. По его словам, призыв заморозить цены можно трактовать как незаконный, так как можно предположить, что в случае отказа торговых сетей от снижения цен ФАС может предпринять на них определенное давление.
«Мы оперативно предоставим всю запрашиваемую информацию в ФАС и, вероятно, заморозим цены на некоторые товары, которые относятся к группе социальных, однако из-за нехватки сырья дефицит этих товаров практически неизбежен», – сообщила «НГ» Марина Каган. «Наша компания также готовит список социальных товаров, на которые будут зафиксированы цены, хотя нам неясен механизм их распределения», – говорит Павел Исаев.
«Очень удивительно, когда закупочная цена на молоко поднимается с 7 до 12 рублей, а цена в рознице повышается сразу на 20 рублей. Тут действительно можно говорить о попытке воспользоваться монопольным положением на региональном рынке, и ФАС правомерно пользуется понятием «локальная монополия», – говорит директор аналитического департамента фирмы «Вегас-Лекс» Максим Черниговский. Но проблема, по его словам, в том, что без структурных реформ в экономике эти административные меры малоэффективны. «До выборов, возможно, удастся придержать цены, а дальше все пойдет своим ходом: ритейлер будет назначать максимально высокие цены, которые еще будут по силам потребителю», – считает Черниговский.
«Снижение ввозных пошлин – это формальная мера, которая практически не окажет влияния на рынок», – говорит исполнительный директор Российского союза предприятий молочной отрасли Владимир Лабинов. По его словам, правительству лучше воспользоваться опытом развивающихся стран, где власти обеспечивают льготное снабжение молоком всех дошкольников и школьников и тем самым создают устойчивый спрос на продукцию местного сельского хозяйства. «Замораживание цен на молочные товары зафиксирует низкие цены на сырое молоко, а это значит, что правительство снова пытается решить проблемы бедных горожан за счет еще более бедных селян», – говорит Лабинов.