На фоне роста цен на продовольствие, нежелательного перед грядущими выборами, власть соревнуется в выборе методов сдерживания, причем действуя вразнобой. Минсельхоз выступает за создание госкорпорации по экспортной торговле зерном, ФАС грозит уголовным преследованием предпринимателям, а «Единая Россия» склоняет крупнейших предпринимателей к картельному сговору.
В частности, глава Минсельхоза Алексей Гордеев в минувшую субботу по сути предложил государству перевести под свой контроль торговлю зерном на экспорт.
«На мой взгляд, государству в связи с развивающейся ситуацией на мировом зерновом рынке следует рассмотреть вопрос создания госкорпорации или крупной корпорации с государственным участием для торговли зерном на экспорт», – заявил министр на пресс-конференции, посвященной открытию выставки «Золотая осень». По его словам, в Австралии и Канаде подобные корпорации уже созданы, и Россия как один из крупнейших экспортеров могла бы ознакомиться с опытом этих стран. Гордеев также сообщил, что в связи с настоящей конъюнктурой на мировом рынке зерна Россия может стать хорошим поставщиком для ЕС масличных культур и зерна низкого качества. Это новая идея министра, который не так давно грезил созданием «зернового ОПЕК» с участием России, Украины и Казахстана.
В то же время Федеральная антимонопольная служба (ФАС) намерена сделать представление в Генеральную прокуратуру РФ для возбуждения уголовных дел против предприятий, повышающих цену на продукцию, в тот же день сообщил глава ведомства Игорь Артемьев. По его словам, ФАС уже возбудила дела против 15 предприятий, в том числе было возбуждено дело против Брянского молочного завода и Уфимского комбината хлебопродуктов. Цифры ФАС тревожат: по словам Артемьева, около 25% потребительских цен связано с монопольным сговором. «Через месяц мы сможем точно сказать, как повлиял монопольный сговор на повышение цен», – сказал он.
В то же время складывается ощущение, что партия власти – «Единая Россия» – тревогу ФАС не разделяет и даже намерена адресовать предпринимательским объединениям просьбу не допустить искусственного повышения цен. Правда, способ для этого она избрала явно не рыночный. Как заявил журналистам член бюро высшего совета ЕР Олег Морозов, «мы договорились обратиться к нашим партнерам – бизнес-организациям, таким как «ОПОРА России», «Деловая Россия» и РСПП, с просьбой, чтобы предложить предпринимателям договориться и заключить что-то типа картельного соглашения, чтобы не допускать искусственного повышения цен». По его словам, необходимо также заключить соглашение, чтобы предприниматели не завышали искусственно свою прибыль, пользуясь сложившейся ситуацией на мировом рынке.
Между тем пример сдерживания цен уже существует, причем поведал о нем мэр Москвы Юрий Лужков на все той же выставке. «В Москве получилось, что рост цен в 2 раза ниже, чем в других регионах», – с удовлетворением отметил градоначальник. – Когда возникает ситуация с ростом цен на продовольствие, из городских резервов на рынок вбрасывается продовольствие, на которое могут повыситься цены. Так, я принял решение 70 тысяч тонн зерна вбросить в мелькомбинаты по старым ценам. Мы в течение многих лет формируем такие запасы и, в случае необходимости, принимаем решение об их выбросе на рынок. И тогда любители повышения цен не могут нажиться. И они это понимают, не занимаются этой дурнотой, повышая цены». Что мешало главе Минсельхоза Гордееву поступить аналогично, но только в масштабах страны, непонятно.
Как отметили опрошенные «НГ» эксперты, сейчас наступило время, когда необходимо отделять экономическую часть от политической. «У нас на носу выборы, и этот вопрос очень чувствительный и значимый для большинства избирателей, поэтому вокруг него существует такая политическая активность и всякие призывы, – считает гендиректор компании «ФинЭкспертиза» Агван Микаелян. – С экономической точки зрения, мне кажется, такие меры, как призыв единороссов, несколько необоснованными. Государственная регуляция на все товары народного потребления – это нонсенс. Можно регулировать один-два товара, но десяток товаров, которые подскочили в цене, регулировать нереально. Или надо тогда полностью отказываться от каких-либо рыночных механизмов в сельском хозяйстве, что было бы вообще неправильно и крайне неудачно для России». По мнению аналитика, существуют рыночные механизмы регулирования, в том числе дотации и субсидии, увеличение производительности, повышение объемов производства. «Карательные меры могут быть только сиюминутными, но никак не длительными, – считает Микаелян. – У них должен быть очень ограниченный срок деятельности – например, до нового урожая...»