На посту министра Эльвире Набиуллиной предстоит пережить еще не мало неприятных моментов.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Важнейшее достижение президентства Владимира Путина – поступательное из года в год снижение инфляции – исчерпало свой потенциал. Вчера глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина открыто признала уже давно очевидный большинству экономистов и сторонних наблюдателей факт: инфляция в этом году превысит прошлогодний уровень.
Подобного в России не случалось с 1998 года. Экономисты опасаются, что рост потребительских цен на этот раз вообще может исчисляться двузначными цифрами. Виной тому не только просчеты правительства, но и разразившийся на финансовых рынках кризис ликвидности, борьба с которым потребовала от российских финансовых властей пойти на разгоняющие инфляцию шаги. Негативный для цен эффект от них еще не проявился, но обязательно проявится в ближайшие месяцы.
«К сожалению, с большой вероятностью инфляция в 2007 году будет больше, чем в прошлом году, то есть выше 9%», – заявила вчера Эльвира Набиуллина журналистам в Москве. По ее словам, ведомство занято сегодня пересмотром прогноза роста цен до конца года. Ранее правительство и Центробанк планировали удержать инфляцию по итогам 2007 года в пределах 8%. Однако неожиданный для правительства скачок цен в сентябре (на 0,8%) сделал эту задачу невыполнимой. «В сентябре произошел всплеск цен на потребительские товары, которые составляют большую долю в продовольственной корзине», – пояснила Набиуллина. На усиление инфляции, по мнению министра, оказали влияние и монетарные факторы – в частности, высокий рост денежной массы в первом полугодии. «Но если бы были только монетарные факторы, то могли бы уложиться в запланированные параметры», – считает Набиуллина. Однако стоит напомнить, что о невозможности удержания инфляции в пределах 8% эксперты «НГ» говорили еще в июле, хотя в МЭРТе тогда официально не признавали неизбежности пересмотра темпа роста цен.
«Правительство вынуждено сегодня бороться с кризисом ликвидности путем увеличения денежного предложения, и это фактически лишает Минфин и ЦБ возможности повлиять на рост цен», – говорит аналитик Экономической экспертной группы Мария Катаранова. Как известно, в последние дни Центробанк усилил приток денег в экономику за счет кредитования по сделкам РЕПО российских банков, а также за счет расширения списка принимаемых в залог бумаг. А на встрече с президентом глава Минфина, вице-премьер Алексей Кудрин пообещал «увеличить бюджетные расходы в ноябре и декабре при оплате оборонного заказа и федеральных целевых программ. Кроме того, Кудрин пообещал президенту «разместить на российском рынке часть капиталов институтов развития» – то есть Банка развития и других создаваемых госкорпораций. Все эти меры призваны смягчить кризис ликвидности, но так как они ведут к увеличению денежной базы в обороте, то рано или поздно обернутся ростом цен.
«По нашим скромным прогнозам, рост цен по итогам года составит не менее 9,5%, но, возможно, нам придется увеличить прогноз и до 10%», – считает Катаранова. Мерами денежной политики сдержать рост цен, по ее мнению, уже невозможно, а отмена ввозных пошлин на продовольствие вряд ли даст заметный эффект. При этом эксперт отмечает, что увеличение бюджетных расходов и ускорение денежного предложения неизбежно вновь вызовет рост цен, но только через 4–6 месяцев, то есть в начале 2008 года. «Обвинять правительство и ЦБ в провале антиинфляционной политики не стоит, поскольку осенний рост цен во многом спровоцирован подорожанием продовольствия во всем мире», – говорит Мария Катаранова.
Однако другие эксперты считают, что неспособность правительства сдержать инфляцию – это закономерный результат экономической политики последних лет. «Если бы в последние годы мы провели структурные реформы в экономике в целом и в сельском хозяйстве в частности, то сегодня рост цен можно было сдержать за счет роста производства продовольствия, относительно безболезненного укрепления рубля и даже сокращения госрасходов», – говорит главный экономист «Уралсиба» Владимир Тихомиров. Однако сегодня решительное укрепление рубля или сокращение госрасходов невозможно по политическим причинам. Тихомиров напоминает, что высокая инфляция складывается из подорожания не только хлеба и молока, но и всей группы непродовольственных товаров. По мнению экономиста, интенсивный рост потребительских цен неизбежно создаст психологические стимулы для раскручивания ценовой спирали. «Инфляционное давление в ближайшее время усилится из-за требований повышения зарплат и роста цен в других секторах экономики», – считает экономист. Тихомиров согласен с тем, что у правительства уже не осталось эффективных рычагов влияния на инфляцию, а меры таможенной политики и административного давления имеют крайне ограниченный потенциал. «Зарплаты в госсекторе росли в последние годы гораздо быстрее экономики, и это значит, что мы снова, как и во времена СССР, начали жить не по средствам», – предупреждает экономист «Уралсиба».