Фото Reuters.
Литовское руководство пытается использовать все имеющиеся в его распоряжении рычаги для решения вопроса энергоснабжения страны. Чуть более года назад Вильнюс пострадал от решения Москвы прекратить поставки нефти в Литву по ответвлению от нефтепровода «Дружба». Сейчас литовцы пытаются с помощью Евросоюза добиться возобновления этих поставок, а также ищут альтернативы в энергоснабжении страны в строительстве ответвления от недостроенного нефтепровода Одесса–Броды–Плоцк и других проектах.
Как отметил в своем воскресном телеинтервью президент Литвы Валдас Адамкус, на предстоящем 18–19 октября саммите ЕС в Португалии его участникам предстоит наконец определиться: «Или мы решаемся по этому вопросу говорить с Россией в один голос, или ЕС является «бумажным тигром» или своего рода фикцией». При этом главной проблемой в отношениях с Россией является остановка с июля 2006 года 70-километрового участка нефтепровода «Дружба», по которому российская нефть доставлялась на крупнейший в Прибалтике нефтеперерабатывающий завод (НПЗ) Mazeikiu Nafta. Кроме того, завтра в Вильнюсе начнет работу международная конференция по вопросам энергетической безопасности, на которой согласно достигнутой 1 октябре на встрече президентов Литвы и Польши договоренности будут подписаны соглашения о создании совместных предприятий для реализации энергетических проектов, таких как прокладка нефтепровода Одессы–Броды–Плоцк и соединение электросетей Польши и Литвы. Толчок проекту может дать и участие в конференции главы Азербайджана Ильхама Алиева, поскольку вопрос наполнения будущей трубы пока остается открытым. Казахстан, на чью нефть рассчитывает не только Вильнюс, но также Варшава и Киев, своего формального согласия на участие в проекте пока не высказал.
Между тем надежды на скорое восстановление поврежденного участка пока остаются призрачными. В конце мая глава Минпромэнерго России Виктор Христенко назвал это восстановление нецелесообразным. А в июне занимавший тогда пост президента «Транснефти» Семен Вайншток заявил, что судьба «Дружбы» прояснится после завершения экономической оценки ее потенциального ремонта. При этом он не исключил, что по результатам анализа может быть принято решение о целесообразности направления средств, необходимых на ремонт трубопровода, на другие проекты компании. Вчера в «Транснефти» не смогли оперативно пояснить «НГ» судьбу ответвления на Литву.
Между тем в самой Литве, несмотря на все альтернативные проекты, хоронить надежды на возобновление поставок по «Дружбе» пока не собираются. Как сообщил «НГ» советник по коммуникациям министра хозяйства (экономики) Литвы Ричардас Слапшис, проект Одесса–Плоцк пока что находится в первоначальной стадии, позиция Литвы в нем больше политическая, чем экономическая. «То есть мы поддерживаем этот трубопровод, его удлинение, – пояснил чиновник. – Литва даже высказала свою позицию, что мы можем внести 1% в первоначальный капитал, можем выкупить 1% акционерного пакета и т.д. Но тот факт, что уже полтора года непонятна судьба «Дружбы», нас не устраивает».
Как считают эксперты, в условиях возможных нефтяных конфликтов с Россией страны Балтии хотят максимально обезопасить свои поставки, отсюда и интерес Литвы к проекту Одесса–Броды. «Литве необходимо искать новые возможности для получения сырья, к тому же на скорое восстановление «Дружбы» рассчитывать не приходится, – считает старший аналитик по нефти и газу компании «Антанта-Капитал» Тимур Хайруллин. – Как вариант – подключение к польско-украинскому проекту Одесса–Броды, который с технической точки зрения вполне реализуем. А с точки зрения его наполнения, то через 2–3 года, то есть когда он предположительно может быть построен, к прокачке нефти по нему сможет подключиться помимо Азербайджана еще и Казахстан, экспортные ресурсы которого будут расти с каждым годом».
К тому же, как напоминает управляющий партнер компании «2К Аудит – Деловые консультации» Иван Андриевский, ранее литовская сторона не единожды высказывала свою заинтересованность в этом проекте. «Однако им интереснее всего восстановить поставки через «Дружбу», к чему страна будет употреблять все возможности, – считает эксперт. – Через Литву, как и через Белоруссию, транзитом идет значительное количество российской нефти. С тарифным конфликтом между Россией и Белоруссией ЕС уже познакомился, может наступить очередь и конфликта с Литвой, что в очередной раз поставит под вопрос надежность российских поставщиков нефти». Именно поэтому, предполагает Андриевский, позиция России в данном вопросе может смягчиться. «Тот же Ростехнадзор уже говорит о том, что «Дружба» может быть отремонтирована до 2009 года и уже подготовлена программа «устранения недостатков» в нефтепроводе, – поясняет аналитик. – Данная программа рассчитана на полтора года, а ее реализация может начаться уже в конце этого года. Если «Дружба» будет восстановлена, то Одесса–Броды свою актуальность для Литвы потеряет».