Доминик Стросс-Кан предлагает урезать квоту России в МВФ.
Фото Reuters
Избрание главой МВФ экс-министра финансов Франции Доминика Стросс-Кана может дорого обойтись Москве. Сразу после избрания он предложил сократить в пользу других стран и так небольшую долю России в МВФ. Пикантности ситуации придает тот факт, что Россия предлагала избрать главой МВФ другого кандидата.
По словам Стросс-Кана, России и Европе придется расстаться с частью своих квот при голосовании в МВФ. «Невозможно достичь решения проблемы квот представительства в фонде без того, чтобы Европа и Россия не отдали части своих квот другим государствам», – заявил новый глава МВФ. Сокращение доли Евросоюза и России, по его мнению, «будет необходимо для обеспечения более широкого представительства ряда стран».
Квота каждого из 186 членов МВФ рассчитывается на основании данных о ВВП и золотовалютных резервах по специальной формуле, а также оплачивается странами за счет взносов в национальной и конвертируемой валютах. На сегодня Россия имеет в МВФ десятую по величине квоту, которая составляет 2,73% всех голосов. Текущие квоты США, Японии Германии и Франции составляют соответственно 17%, 6,1%, 6% и 4,9%. Однако после перерасчета квот Россия может скатиться во вторую десятку стран – членов МВФ, ее квота может быть урезана до 1,7–1,8%.
Суммарная квота Евросоюза (около 33%) и США (17%) позволяет этим странам фактически диктовать решения остальным членам Фонда. В частности, между США и ЕС существует негласная договоренность о том, что пост главы Всемирного банка всегда занимает американец, а МВФ – европеец (как правило, кандидат от Франции). В июле представители Австралии, Бразилии и ЮАР предложили отказаться от назначений на ключевые посты по принципу национальности. А в августе Россия впервые выдвинула на пост главы МВФ собственного кандидата экс-главу чешского Центробанка Йозефа Тошовского. При этом исполнительный директор МВФ от России Алексей Можин заявил в российской прессе, что Стросс-Кан «не идеальный кандидат на должность директора-распорядителя МВФ» и «ничто в его биографии не указывает, что он обладает техническими знаниями, необходимыми для руководства Фондом». Тем не менее кандидатура Стросс-Кана была поддержана ЕС и США и вопрос о его назначении решился даже без голосования.
После этого вице-премьер, министр финансов РФ Алексей Кудрин опубликовал в газете Financial Times статью с предупреждением, что если новый глава МВФ не проведет реформу Фонда, то «мы забудем о МВФ как о серьезной глобальной организации, которая управляет мировой финансовой системой». Отношение Минфина к сокращению российской квоты вчера выяснить не удалось. Однако в самом МВФ заявили, что статья Кудрина в Financial Times полностью отвечает политике Фонда. «Процесс реформирования продолжается, и высказанное в Financial Times мнение Алексея Кудрина полностью совпадает с линией идущих реформ МВФ», – заявил вчера руководитель департамента по связям с общественностью МВФ Вильям Мюррей.
Опрошенные «НГ» экономисты не исключили, что грядущее сокращение российской квоты МВФ похоже на попытку приструнить страну, которая отличилась своим автономным поведением. Однако более веским основанием они считают относительное уменьшение российской экономики. «Сегодня мы гордимся своим экономическим ростом, но на фоне таких быстроразвивающихся стран, как Китай или Индия, России, в общем, нечем похвастаться», – заявил «НГ» директор Института экономики РАН Руслан Гринберг. По его словам, относительные размеры российской экономики по сравнению с китайской заметно сокращаются. А по данным президента Института экономического анализа Андрея Илларионова, удельный вес России в мировом ВВП в 2006 году достиг исторического минимума в 2,5%. Между тем в 1913, 1950 и 1973 годах удельный вес экономики России (в ее нынешних границах) был почти вдвое выше и составлял соответственно 5,2%, 5,7% и 5,3%.