Глава Минсельхоза Алексей Гордеев сообщил вчера Владимиру Путину о том, что в этом году урожай зерна в России будет выше прошлогоднего. Тем самым он в очередной раз признал неверность своих прежних заниженных прогнозов, ставших одной из причин роста цен на зерно и хлеб внутри России.
Стране грозит скорее перепроизводство, поскольку, по словам Гордеева, валовой сбор зерна составит 85 млн. тонн в бункерном весе, «а после обработки – около 79 миллионов тонн». Напомним, что в прошлом году было произведено 78,4 млн. тонн. «Мы полностью обеспечиваем все нужды страны как на продовольственные, так и на фуражные цели, и у нас остается около 12 миллионов тонн экспортного потенциала», – уточнил Гордеев.
Между тем мрачные прогнозы, сделанные им несколько месяцев назад, о том, что урожай в этом году будет ниже прошлогоднего – на уровне 76 млн. тонн, – стали наряду с общим ростом цен на зерно на мировых рынках одним из факторов, способствовавших росту цен на зерно и хлеб внутри России. В частности, цены на хлеб подскочили в среднем на 15–20%, и тенденции к их снижению пока не наблюдается. Более того, инфляционная цепочка продолжает раскручиваться – согласно опубликованным официальным данным, цены на молоко только за август текущего года выросли на 40% по сравнению с прошлым годом. Известно, что значительную часть в рационе коров составляет фуражное зерно.
«Ранее озвученные прогнозы, разумеется, сделали свое дело, – считает советник президента Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов (АККОР) Федор Башмачников. – Проблема в том, что только глава Минсельхоза сегодня в стране обладает монополией на информацию такого рода – никаких других институтов не существует. В то же время есть и объективные причины для роста мировых цен на зерно – сокращение посевов, перевод площадей под производство сырья для биоэтанола, увеличение потребления и т.д.».
Достичь роста показателей, считают опрошенные «НГ» эксперты, стало возможным во многом благодаря самим производителям, которые открыли собственные «излишки». «В сельском хозяйстве всегда существовала практика сокрытия реального сбора зерна, что позволяло производителям продавать его перекупщикам по более высоким ценам, – отмечает гендиректор компании «ФинЭкспертиза» Агван Микаелян. – Лет десять назад доля этой «неучтенки» достигала 20–30%, но в этом году, из-за высоких цен на зерно и вследствие возросшего административного и налогового прессинга, производители сочли за благо от нее отказаться».
По словам аналитиков, выигрыш крестьян от роста цен на зерно будет кратковременным, поскольку параллельно растут цены на сельхозтехнику, топливо и прочие товары. В то же время, по словам Башмачникова, «вслед за зерном продолжат дорожать мука, хлеб, мясо, молоко и т.д.».