Минтранс попытался скрасить длительные часы ожидания пассажирам задержанных рейсов.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
В ближайшее время цена перелета на многих авиарейсах может быть увеличена. Авиакомпании вынуждает к этому требование Минтранса обеспечить максимальный комфорт пассажирам в случае задержки вылета: бесплатно предоставлять им напитки, горячую еду и жилье. Дорожать не будут лишь рейсы, в которых эти услуги изначально заложены в цену перелета.
В пятницу Минтранс сообщил о том, что Минюст зарегистрировал новые правила авиаперевозок, в частности, гарантирующие пассажирам регулярных и чартерных рейсов больший комфорт в случае задержки вылета. В соответствии с новыми правилами авиаперевозчик обязан в случае отмены или задержки рейса бесплатно обеспечить пассажиров услугами связи, напитками, горячим питанием, а также гостиницей. Бесплатные услуги должны предоставляться пассажирам независимо от причин задержки или отмены рейса – неблагоприятные метеоусловия, технические причины и любые другие обстоятельства.
В список бесплатных услуг входят прохладительные напитки, два телефонных звонка или два электронных письма, а также услуги комнат матери и ребенка, если ожидание рейса превышает два часа. Горячее питание должно быть предоставлено при ожидании более четырех часов и далее каждые шесть часов – в дневное время и каждые восемь часов – в ночное время. При задержке рейса на восемь часов пассажиры должны быть размещены в гостинице, а в ночное время размещение необходимо произвести при ожидании более шести часов.
Новые правила вводят также послабления для рассеянных граждан – теперь пассажиров обязаны пропустить на борт самолета даже в случае потери авиабилета. Правила 1985 года предполагали, что «пассажир, не предъявивший билет, к перевозке не допускается, утраченные билеты не возобновляются, дубликаты не выдаются и уплаченные за билет деньги не возвращаются». Новые правила полностью меняют эту практику, поскольку «утрата или неправильность оформления билета не влияют ни на существование, ни на действительность договора воздушной перевозки». Другими словами, потерявший билет пассажир должен быть принят авиакомпанией на борт воздушного судна без каких-либо возражений. Такой подход, по словам чиновников Минтранса, соответствует принципу Варшавской конвенции, которая отделяет авиабилет и юридический договор о перевозке. «Если билет был объявлен пассажиром утраченным либо неправильно оформлен или поврежден, то перевозчик обязан немедленно принять все зависящие от него меры для установления факта заключения договора воздушной перевозки пассажира», – говорится в сообщении министерства. Пассажир, купивший билет на самолет и потерявший его, должен быть принят авиакомпанией на борт воздушного судна.
Специалисты в области авиаперевозок считают, что самые большие издержки лягут на чартерные компании, рейсы которых часто задерживаются на несколько часов. «Крупные компании давно ввели у себя дополнительные гарантии пассажирам на случай отмены рейсов, которые соответствуют международным правилам, и поэтому подъема цен на их билеты в связи с новым приказом Минтранса не будет», – говорит директор по связям с общественностью «Трансаэро» Сергей Быхал. По его словам, несмотря на то что новые правила вступят в силу только через 10 дней после их опубликования, пассажиры задержанных в субботу в аэропорту «Домодедово» рейсов «Трансаэро» (время ожидания не превышало 3–4 часов) уже получили горячее питание. «Дополнительные денежные выплаты пассажирам в случае задержки рейса, как правило, не производятся, и поэтому нелогично было бы их вводить и на территории России, – говорит Сергей Быхал. – Правила ЕС предусматривают выплату денежной компенсации только в двух случаях – отмена рейса или перебронирование, а в остальных случаях пассажир получает лишь питание и гостиницу».
В аэропорту «Домодедово» корреспонденту «НГ» сообщили, что в близлежащих гостиницах достаточно мест для размещения пассажиров отложенных рейсов и никаких трудностей с расселением или питанием у авиакомпаний не возникнет. В то же время эксперты сомневаются, что новые правила обслуживания будут исполняться на практике.
«Инфраструктура во многих российских аэропортах не позволяет размещать большое количество пассажиров, да и многочисленные чартерные задержки на курортах также вызовут проблемы, так как в высокий сезон в гостиницах мест не найти», – отмечает пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина. По ее словам, авиакомпании всегда стремились оттягивать момент, когда пассажиров надо кормить, а тем более размещать в гостинице, надеясь, что туристы вот-вот улетят.
«Правила хорошие, но необходим еще и контроль за их исполнением», – считает председатель «Союза потребителей России» Петр Шелищ. Как известно, перевозчики часто объединяют или отменяют нерентабельные рейсы, заставляя пассажиров помногу часов томиться в аэропортах. «Две недели назад на запрос об этих фактах Ространснадзор ответил, что такая практика не отслеживается», – отметил Шелищ.
Между тем Федеральная антимонопольная служба (ФАС) предлагает возложить контроль за исполнением правил на самих пассажиров. В конце прошлой недели пресс-служба ФАС призвала пассажиров сообщать обо всех нарушениях письменно по обычной или электронной почте: delo@fas.gov.ru.