Ведущие экономисты и социологи пытаются выработать осмысленную социально-экономическую стратегию для будущего президента. Вчера на экономическом факультете МГУ прошел очередной этап согласования двух разных вариантов стратегии развития страны до 2016 года. Он выявил такое количество противоречий и взаимоисключающих подходов, что породил сомнения в возможности достижения компромисса.
Сторонники так называемого проектного подхода предлагают преемнику Путина бросить финансовые ресурсы на 6–8 долгосрочных мегапроектов, которые выведут Россию в группу современных инновационных экономик. Противники же проектного подхода предупреждают будущего президента: если Кремль не сосредоточится на социальной политике, то «распад общества на изолированные социальные и региональные группы очень скоро перерубит все перспективы развития страны». Весьма вероятно, что ближе к президентским выборам экономистам и социологам все же удастся скрестить все варианты стратегии и предложить преемнику Путина интегрированный текст «экономической библии», которая не будет вызывать аллергии ни у ученых, ни у населения, но гарантий такого исхода нет.
К приходу нового президента за разработку предложений по новой экономической стратегии взялись сразу несколько научных групп. Минэкономразвития вместе с Центром макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) и Институтом народнохозяйственного прогнозирования РАН подготовили проект концепции долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года. Ключевым элементом этой концепции является переход к управлению проектами общенационального уровня. В качестве примера таких общенациональных проектов ведущий эксперт ЦМАКП Игорь Фролов предложил вчера построить новую космической станцию «Мир-2» и российский вариант сверхзвукового пассажирского лайнера взамен списанных по причине нерентабельности «Конкорда» и Ту-144.
Альтернативу тексту МЭРТа предложили Ассоциация независимых центров экономического анализа (АНЦЭА), РИО-центр и несколько групп ученых-социологов. По словам президента Института энергетики и финансов Леонида Григорьева, долгосрочная стратегия должна базироваться не на проектном, а на институциональном подходе. По его словам, Россия будет развиваться только в том случае, если в стране будет создана устойчивая общественная «коалиция за модернизацию», в которую должны войти гражданское общество, бизнес и государство.
Однако, по данным социологов, в России не только не складывается такая коалиция, но, напротив, идет постоянное дробление общества. «Последние годы мы наблюдаем распад социального пространства и активную сегрегацию России, в которой возникали десятки изолированных экономических укладов», – заявил вчера в МГУ научный руководитель Центра социальных исследований Евгений Гонтмахер. По его словам, более половины населения фактически не участвуют в развитии экономики, поскольку заняты исключительно выживанием, а суперпроекты вроде «нанотехнологий» или самолета Sukhoi SuperJet-100 не имеют к ним никакого отношения. «Только в Москве уже выходит семь китайских газет, и будущему президенту стоит задуматься, какой именно страной он будет управлять, – предупреждает Гонтмахер. – Демографический кризис и проблемы с образованием до неузнаваемости изменят пейзаж России, которая перестанет быть страной русских и станет такой же страной иммигрантов, как, например, Канада». Признаки этого есть уже сегодня. По данным социологов, средняя продолжительность жизни мужчин в Смоленской и Тверской областях снизилась до 51 года, а эффективная медицинская помощь доступна сегодня только 10% населения России. Такая же пропасть возникла и между регионами. «Экономический рост сосредоточен сегодня только в Москве и в Тюмени, а остальные территории близки к стагнации», – говорит директор региональных программ Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич.