Китайское участие в стратегическом проекте по прокладке нефтепровода из Восточной Сибири до Тихого океана оказалось под угрозой. Вчера представитель компании China Petroleum Pipeline (СРР) сообщил о том, что российская сторона в лице генподрядчика – ООО «Краснодарстройтрансгаз-Восток» – заявила об одностороннем разрыве контракта на строительство участка трубопровода ВСТО. Главный заказчик проекта – «Транснефть» – в конфликт пока не вмешивается.
Как заявил вчера заместитель гендиректора подразделения СРР по реализации проекта Ян Чэншэн, дочернее предприятие «Транснефти» – Центр управления проектом (ЦУП ВСТО) приостановил работу СРР 10 сентября, и сейчас в Москве проходят консультации по поиску решения проблемы. «Мы не видим причин, по которым необходимо было приостанавливать работу нашей компании», – считает Чэншэн, но в то же время признает факт отставания от графика «из-за сложностей в таможенном оформлении техники для строительства и с получением квот на приезд в Россию 1750 китайских специалистов». Что же касается одностороннего разрыва контракта со стороны генподрядчика, то, как считает китайская сторона, это противоречит международной практике и условиям договора, заключенного между СРР и заказчиком строительства ВСТО – компанией «Транснефть».
Вице-президент «Транснефти» Сергей Григорьев сообщил «НГ», что возникшая проблема касается пока только генподрядчика и субподрядчика, то есть не «Транснефти», а компаний «Краснодарстройтрансгаз-Восток» и СРР. «Если генподрядчик пошел на расторжение договора, значит, других мер воздействия у него просто не нашлось, и пока это только его прерогатива – искать выход из данной ситуации», – пояснил Григорьев. Он дал понять, что «Транснефть» может подключиться к этой проблеме в случае, если сроки сдачи участка сорвет генподрядчик, прерогатива которого – поиск партнеров по строительству. Из-за разницы во времени связаться с ЦУП ВСТО, находящимся в Ангарске, вчера «НГ» не удалось.
Напомним, что договоренность об участии китайской компании в строительстве ВСТО была достигнута в апреле 2007 года на самом высоком уровне – между президентом РФ Владимиром Путиным и председателем КНР Ху Цзиньтао. Китайцы должны были проложить участок в 170 км трубопровода, а все работы должны были завершить до 25 октября текущего года. Понятно, что сейчас этот срок выдержан не будет, но выход из ситуации не будет простым. Ранее президент «Транснефти» Семен Вайншток сообщал, что объем привлечения рабочей силы на проект будет ограничен только этой компанией и просил правительство утвердить квоту на две тысячи китайских рабочих. «Транснефть» предпринимает все возможные усилия по снижению стоимости проекта, – сетовал Вайншток. – И если наши российские подрядчики не выдерживают той цены, которую мы готовы платить за сложную, порой опасную работу, мы вынуждены привлекать китайцев».
Впрочем, эксперты пока не считают ситуацию настолько критической, чтобы говорить о полном отстранении китайской стороны от участия в проекте. «Скорее всего отставание от графика действительно обусловлено бюрократическими проволочками на российской таможне, – полагает руководитель проектов компании «2К Аудит – Деловые консультации» Константин Серебряный. – К тому же вопрос о существующих ограничениях на прием иностранной рабочей силы из Китая поднимался еще в августе, когда Пекин прямо заявил, что подобные лимиты мешают реализации совместных проектов, в том числе и по ВСТО. В ответ российская сторона говорила об отсутствии формальных ограничений, которые, судя по всему, все же существуют. Что и показывает ситуация с расторжением контракта с СРР». Пресс-службы ФТС и ФМС вчера не смогли оперативно прокомментировать претензии, которые высказывает китайская сторона.
Если выяснится, что суть проблемы – лишь в бюрократических проволочках, то СРР, как уверены аналитики, в проекте останется. Российские подрядчики низкий уровень цен, предлагаемый китайцами, не выдерживают, к тому же существует явный дефицит специалистов, что ранее признавала и сама «Транснефть». «А если учесть то, что СРР строила одни из самых сложных участков ВСТО при весьма жестких условиях контракта, в то, что генподрядчику удастся найти более «выгодного» партнера, верится с трудом, – считает Серебряный. – К тому же нельзя сбрасывать со счетов и высоту уровня, на котором заключался сам договор об участии СРР в проекте ВСТО┘»
Эксперты не исключают, что заявление о расторжении контракта с СРР связано с желанием в очередной раз привлечь внимание президента и правительства к вопросу сложностей с допуском китайских строителей и техники к проекту строительства ВСТО, а не собственно со стремлением отобрать у них этот контракт.