Проблемы преподавания гуманитарных дисциплин в общеобразовательной школе обсуждали вчера в Российской академии наук на Всероссийской научно-практической конференции. Вел заседание Академической образовательной ассоциации гуманитарного знания историк, академик РАН Александр Чубарьян. Обсуждение сосредоточилось в основном вокруг государственных стандартов общего образования и новых учебников истории, в том числе вокруг концепции учебника «Новейшая история России 1945–2006 гг.».
Отечественная система образования, по мнению собравшихся, должна способствовать тому, чтобы выпускники школ стали «ответственными, думающими гражданами, мотивированными к познанию, обучению и самообучению на протяжении всей своей жизни».
Как заметили во вступительном слове академики Виктор Садовничий и Александр Чубарьян, особенность переживаемого периода в том, что имеющиеся школьные пособия не позволяют школьникам получить достоверное представление о новейшем периоде отечественной истории. Сами педагоги порой тоже не имеют достоверных сведений о месте и роли России в современном мире, новом стратегическом курсе российского руководства, приоритетах внутренней и внешней политики. Поэтому и встал вопрос о новом поколении учебников.
Новые учебники, как отметил один из авторов Леонид Поляков, появились благодаря вмешательству руководства страны.
Книги появились вовремя и, возможно, помогут преодолеть разрыв между школьным и вузовским образованием, подчеркнул ректор МГУ имени М.В.Ломоносова Виктор Садовничий. То, что они еще и проходят сегодня общественную экспертизу, крайне важно. По его мнению, пора создавать площадки для обсуждения насущных вопросов образования. Джохан Поллыева, помощник президента Российской Федерации, секретарь совета при президенте РФ по науке, технологиям и образованию, присутствующая на совещании, поддержала идею, но предложила почаще выносить подобные обсуждения за пределы Москвы, что поможет преодолению регионализации мышления. Она напомнила присутствующим, что новые учебники были обсуждены на Всероссийской научно-практической конференции летом этого года и что более 40% учителей их одобрили. Авторов новых учебников Джохан Поллыева считает необходимым поддержать.
Большинство присутствующих оказались едины в убеждении, что на смену оголтелой критики ушедшего строя пришло время спокойного и вдумчивого осмысления прошлого. Может, поэтому, предположила Поллыева, в ближайшее время нас ждет расцвет философской науки.
Далее собравшиеся перешли к дискуссиям. Проблемы все те же: работать с новыми учебниками предстоит старой гвардии учителей, молодежь не идет работать в школу. Встал вопрос, нужно ли в современные пособия включать эпизоды, связанные с действующей властью. В США, например, это запрещено чуть ли не законодательно. Более 50% учителей сошлись в мнении, что такие моменты должны быть включены, так как не бывает абсолютно отвлеченных знаний и отрыв учеников от современной практики нужно преодолевать. Книга для учителя «Новейшая история России 1945-2006 гг.» позволит как раз с позиций сегодняшнего дня взглянуть по-новому на те факты, которые ранее казались известными. Особенность новых учебников, как рассказали его авторы, в том, что присутствует личностный взгляд. Очевидно стремление показать историю через историческую личность и через жизнь повседневного человека.