Грандиозные планы руководства РАО «ЕЭС России» по продаже электроэнергии в Китай неожиданно натолкнулись на противодействие со стороны чиновников правительства. В Минэкономразвития полагают, что инвестиционная привлекательность проекта, стоимость которого оценивается в 18 млрд. долл., «неочевидна».
Как заявил вчера глава департамента госрегулирования тарифов и инфраструктурных реформ МЭРТа Денис Аскинадзе, «мы пока с предубеждением относимся к проекту «Восточной энергетической компании», которая предполагает строительство линии электропередачи для поставки электроэнергии в Китай». Именно поэтому в министерстве, представляющем интересы государства в совете директоров РАО, при рассмотрении инвестиционной программы Федеральной сетевой компании (ФСК) на 2008 год «посчитали неоправданным финансировать строительство ЛЭП в Китай за счет тарифной выручки, предложив проектное финансирование».
Своими сомнениями представитель МЭРТа поделился всего через несколько часов после оптимистичного заявления зампреда совета директоров РАО «ЕЭС» Леонида Драчевского, сделанного в Пекине. Там он объявил, что с будущего года Россия и КНР начинают масштабное сотрудничество в области электроэнергетики и приступают к реализации первого этапа масштабного экспорта российской электроэнергии. «Весь проект предусматривает поставки в Китай 60 млрд. КВт-ч электроэнергии, и мы будем двигаться поэтапно – с поставок 2–3 млрд. КВт/ч, постепенно увеличивая объемы, – напомнил представитель энергохолдинга. – На втором и третьем этапах начнется массированное инфраструктурное строительство: новых производящих мощностей, новых линий электропередач и сетевых объектов как на территории РФ, так и КНР».
Между тем, несмотря на оптимизм РАО по поводу будущего, уже существующая ситуация выглядит печально. Так, до сих пор не возобновлена приграничная торговля электроэнергией, остановленная 1 февраля текущего года после отказа Китая покупать ее по «завышенным ценам», после того как Федеральная служба по тарифам (ФСТ) предписала повысить ранее согласованный с китайцами тариф. Из-за этого весной испытывающие избыток генерирующих мощностей Бурейская и Зейская ГЭС были вынуждены работать практически вхолостую, а сброс воды из водохранилищ привел к подтоплению земель в Амурской области. В начале августа глава РАО «ЕЭС» Анатолий Чубайс вынужден был обратиться в правительство с просьбой возобновления приграничной торговли, но ситуация пока не изменилась.
Как отметили опрошенные «НГ» эксперты, выразить отношение к проекту сегодня довольно сложно, поскольку неизвестны его основные параметры, главным из которых является стоимость электроэнергии, по которой Китай согласится ее покупать. «Если цена будет привязана к внутренней, формируемой рынком НОРЭМ, плюс какие-то надбавки за транспортировку и т.д., тогда никаких проблем, – отмечает аналитик компании «КИТ-Финанс» Дмитрий Царегородцев. – Но сегодня ясности в этом вопросе нет». С другой стороны, то, что рынок сбыта необходимо расширять, и то, что китайский рынок – самый емкий в мире, – это факт. Между тем в марте 2006 года зампред Госкомитета КНР по развитию и реформам Чжан Гобао заметил, что Россия предлагает покупать один киловатт по 8 центов, что для Китая слишком дорого, поскольку стоимость электроэнергии внутри страны – 4 цента. Однако и Россия не может продавать ее слишком дешево, так как транспортировка требует вложений, а километр прокладки ЛЭП оценивается примерно в миллион долларов.