Вслед за недавним скандалом, вызванным июльским заявлением вице-премьера РФ Александра Жукова о возможности строительства в Абхазии цементных заводов в рамках подготовки к Олимпиаде-2014, очередной удар по грузинскому суверенитету нанес глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко. По его словам, «вина из Абхазии могут в ближайшее время вернуться на российский рынок». При этом о грузинских винах речи пока нет.
Напомним, что Россия ввела запрет на ввоз вин из Грузии в марте 2006 года, объяснив этот шаг претензиями к качеству винодельческой продукции. В июле этого года Грузия и РФ начали предварительные консультации по поводу снятия эмбарго на грузинское вино. Однако теперь, судя по недавним заявлениям, первым на российский рынок попадет вино из Абхазии. Что, не исключено, станет еще одним камнем преткновения – учитывая нерешенный вопрос о таможенных пунктах в Абхазии и Южной Осетии – на и без того непростых переговорах по поводу вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО). При этом в отношении Молдавии, столкнувшейся с подобным же эмбарго и где имеется свой стремящийся к независимости регион – непризнанная Приднестровская Молдавская Республика, – российские чиновники не допускали подобного подхода в духе «политики двух Китаев».
Впрочем, в самой непризнанной республике пока не информированы о грядущем снятии эмбарго. По крайней мере, вице-премьер абхазского правительства Александр Страничкин с заявлением Онищенко еще не знаком, хотя реакция Абхазии на это, по его словам, будет только положительной. «Все-таки год простоя, связанный с запретом, для нашего главного поставщика – компании «Вина и воды Абхазии» – обернулся ущербом в десятки миллионов российских рублей, – отметил чиновник, – а это, в свою очередь, убыток и для республиканского бюджета, учитывая что годовой объем его продукции оценивается в 250 миллионов рублей».
Несмотря на традиционно болезненную реакцию Тбилиси на любые действия в отношении Абхазии, на этот раз официальная реакция оказалась нейтральной. «К заявлениям господина Онищенко по поводу абхазских вин мы относимся с иронией, поскольку объемы виноделия в Абхазии крайне незначительны, а сам господин Онищенко не имеет отношения к принятию политических решений о снятии винного эмбарго», – заявил «НГ» председатель комитета по внешним связям грузинского парламента Константин Габашвили. В то же время Габашвили считает, что Тбилиси вряд ли изменит позицию на переговорах с Россией по вступлению в ВТО. «В качестве условия присоединения к ВТО Грузия настаивает на восстановлении контроля за потоками товаров через Абхазию и Осетию, и на этом фоне проблема экспорта абхазского вина является частным вопросом», – считает Габашвили. МИД и Минэкономики Грузии предпочли промолчать в ответ на запросы «НГ» об оценке заявления главы Роспотребнадзора.
В то же время грузинский экономист Нико Оравелашвили уверен, что Тбилиси может очень болезненно отреагировать на ситуацию. «Это станет еще одной демонстрацией заинтересованного отношения России к территориальному конфликту в Грузии, – считает эксперт. – Поддержка незаконного перемещения товаров из Абхазии в Россию противоречит принципу создания справедливых торговых режимов и самому духу ВТО».
Российские аналитики отмечают, что вступление в ВТО уже не является настолько приоритетным вопросом для руководства, а потому подобные заявления делаются со все большей легкостью. «У меня складывается такое впечатление, что Россия больше не рвется в ВТО с такой скоростью, как это было раньше, – отмечает эксперт Московского центра Карнеги Алексей Малашенко. – Разумеется, допуск абхазских вин на российский рынок вызовет однозначно негативную реакцию со стороны Грузии, так что этот факт может стать очередной проблемой на переговорах, но, учитывая вышесказанное, на это уже не обращается столь пристального внимания».
В свою очередь, грузинские виноделы, о продукции которых речь пока не идет, выражают удивление российской позицией. «Абхазия – это только часть причерноморского винодельческого региона Грузии, куда входит и Аджария, поэтому мы удивлены тем, что Россия рассматривает ее в качестве самостоятельного экспортера, – заявил председатель Союза производителей грузинских вин Леван Коберидзе. – Сейчас в Грузии идет сбор нового урожая, и мы готовы принять у себя российских представителей для контроля технологических процессов. Кстати, очередную просьбу о начале рабочих контактов с Роспотребнадзором мы направили в российское посольство в Тбилиси примерно месяц назад». По его словам, грузинские виноделы постоянно обращаются в Росприроднадзор с просьбой о возобновлении контактов, однако положительного ответа до сих пор не получали.