Сборы страховщиков по автоКАСКО ежегодно увеличиваются. Этому способствуют рост автопарка и бум автокредитования. По оценкам экспертов, в ближайшее время этот рынок будет набирать обороты за счет освоения регионов. Ведь пока полис автоКАСКО – привилегия жителей мегаполисов. По данным опроса, проведенного Национальным агентством финансовых исследований (НАФИ), почти две трети автовладельцев, имеющих полис КАСКО, проживают в Москве, Санкт-Петербурге и в городах-миллионниках.
По данным Федеральной службы страхового надзора, в первом полугодии сборы страховщиков выросли по сравнению с тем же периодом прошлого года на 23,6% – до 363,2 млрд. руб. Лидером рынка стало страхование имущества, на его долю пришлось свыше 127 млрд. руб. и более 60% общих сборов в сегменте добровольного страхования. По мнению экспертов, локомотивом страхования имущества можно считать автоКАСКО. На протяжении нескольких лет объем премий в этом сегменте ежегодно растет примерно на 30%. Эксперты связывают такие темпы со стремительным ростом автопарка и с бумом автокредитования. В прошлом году на российском автомобильном рынке было продано около 2 млн. 300 тыс. машин, а объем продаж оценивается экспертами почти в 35,5 млрд. долл. При этом более 30% новых автомобилей, по данным страховщиков, продаются в кредит, а значит, страхуются. Ведь полис КАСКО – непременное требование большинства банков при выдаче кредита. Плюс к этому дорожают и сами автомобили. По оценкам автодилеров, в 2002 году средняя стоимость автомобилей составляла 5200 долл., а в 2006 году она доросла до 14 300 долл. Естественно, что с ростом стоимости машин увеличивается величина страхового покрытия и соответственно сборы страховщиков.
По мнению экспертов, высокие темпы роста рынка добровольного автострахования сохранятся в ближайшие несколько лет. Они будут обеспечены главным образом благодаря освоению регионов. Многие компании уже объявили своей стратегической задачей региональную экспансию. По данным всероссийского опроса, проведенного этим летом НАФИ, 26% автовладельцев, имеющих полис автоКАСКО, проживают в Москве и Санкт-Петербурге, а 36% – в городах-миллионниках. По мнению самих страховщиков, темпы прироста премий в столице уже несколько ниже средних по сегменту, так что наращивать обороты скорее всего придется за счет регионов.
Автовладельцам страховщики сегодня готовы предложить широкий выбор программ добровольного страхования. В условиях конкуренции многие модернизируют свои продукты, расширяя их за счет сопутствующих сервисных услуг. Ряд компаний предлагает сегодня сезонные программы на время дачного периода – как правило, с апреля по октябрь. Они подойдут для тех, кто эксплуатирует свой автомобиль только в теплое время года. Некоторые страховщики даже предлагают программы автоКАСКО, рассчитанные на тех людей, которые используют машину только в выходные дни.
Что касается тарифов, то они все больше выравниваются. В среднем полис КАСКО для отечественного авто обходится владельцу в 8–10% его стоимости, а для иномарок – от 6 до 9%. Еще недавно страховщики неохотно страховали подержанные автомобили, сегодня линейка этих программ расширилась. Естественно, полис для автомобиля «со стажем» обойдется владельцу дороже. Например, за трехлетнюю машину в среднем придется заплатить 10–11%, а за семилетнюю – все 15–16%. Впрочем, здесь многое зависит от марки автомобиля и его технического состояния. На скидки могут рассчитывать, например, водители с 10-летним стажем и с опытом предыдущего безубыточного страхования. В расчет берется возраст водителя, количество доверенных лиц, допущенных к управлению. В большинстве компаний скидки предоставляют водителям иномарок, не входящих в группу риска наиболее угоняемых автомобилей, если пробег менее 5 тыс. км. Снизить затраты на страхование можно, если машина в ночное время находится на охраняемой территории или если она оборудована современными противоугонными средствами.
Экономию может дать франшиза. В этом случае автовладелец берет на себя убытки при мелких ДТП. Эта сумма оговаривается в договоре, ее не покрывает страховая компания. Скидки по полису с франшизой могут быть очень существенными – до 40–50% стоимости полиса. Страховка с франшизой очень распространена в Европе, однако россияне, по признанию самих страховщиков, пока не оценили все ее преимущества.