На прошлой неделе исполнился год с момента запуска новой модели оптового рынка электроэнергии (НОРЭМ). Эксперты отмечают, что НОРЭМ доказал свою работоспособность, и ожидают запуска еще одного его сегмента – рынка мощности.
1 сентября прошлого года оптовый рынок электроэнергии заработал по-новому. Регулируемый сектор заменила система двусторонних договоров, в рамках которой электроэнергия покупалась и продавалась по фиксированному тарифу. А так называемый сектор свободной торговли (ССТ) был заменен рынком «на сутки вперед». В отличие от ССТ, где торговалось лишь 15% электроэнергии, теперь заявки подаются на весь ее объем, который произвел генератор или требуется покупателю.
Раньше участник торгов мог свободно перемещаться между регулируемым и свободным секторами, выбирая, где электроэнергию можно подешевле купить или подороже продать. Поэтому ее стоимость никогда не отражала реальных затрат на ее производство и транспортировку. Теперь покупатель обязан приобретать, а производитель – реализовывать часть электроэнергии на свободном рынке. Причем доля либерализации постепенно, дважды в год, повышается и сегодня составляет 10%. Ее темпы заданы постановлением правительства от 7 апреля 2007 года с таким расчетом, чтобы к 2011 году вся электроэнергия в стране продавалась по свободным ценам.
«Созданная РАО инфраструктура рынка – идеальный каркас, на основе которого предстоит построить будущий корабль и оснастку», – утверждает старший аналитик «КИТ Финанс» Дмитрий Царегородцев. Впрочем, по его словам, она уже позволяет наиболее опытным генерирующим компаниям «получать примерно в три раза большую рентабельность, чем в ситуации централизованного регулирования поставок и режимов работы станций». Во многом это достигается за счет загрузки наиболее эффективных и экономичных генераторов, производящих дешевую электроэнергию, пользующуюся спросом на рынке. С этим согласна и Ксения Елисеева, аналитик финансовой корпорации «Открытие». «Новая модель оптового рынка электроэнергии проявила себя как достаточно эффективная», – утверждает она.
За все время работы НОРЭМ было зафиксировано два значительных колебания цен – в феврале и августе. Глава некоммерческого партнерства «Администратор торговой системы» Дмитрий Пономарев на пресс-конференции так прокомментировал последние летние пики: «Скачки цены обусловлены объективными факторами: аномально жарким летом, следовательно, снижением водности и выработки энергии на ГЭС, ремонтными кампаниями ГРЭС и АЭС, а также скачком цены на сверхлимитный газ – в августе она выросла сразу на 60%». Аналитики добавляют к этим факторам и еще один – недостаточную глубину либерализации рынка. «По мере того как генерирующие компании смогут продавать по свободным ценам больше энергии, валовые обороты рынка увеличатся», – утверждает Дмитрий Царегородцев. «Внимание поставщиков к ценовым пикам станет более серьезным, они будут оперативно и более охотно на них реагировать, что в итоге приведет к сглаживанию как минимумов, так и максимумов цены», – добавил он. В любом случае ценовые пики не свидетельствуют о некоторой тенденции к значительному удорожанию электроэнергии, считает Ксения Елисеева: «Они являются скорее единовременным отклонением».
Стоимость электроэнергии зависит и от особенностей энергосистемы региона. На Северном Кавказе она стабильно выше, а в Мурманской области, наоборот, ниже, чем в среднем по первой ценовой зоне. Влияет на стоимость электроэнергии и время суток. Ночью она дешевле, а утром, когда энергопотребление начинает расти лавинообразно, ее стоимость стремительно увеличивается.
«Цены на электроэнергию ведут себя, как и ожидалось, в зависимости от спроса и предложения, – отмечает руководитель департамента рынка РАО «ЕЭС России» Лариса Ширяева. – Таким образом, формируются адекватные ценовые сигналы, которые выгодны всем участникам рынка». Потребитель получает возможность сократить издержки, производитель – оптимизировать структуру загрузки энергомощностей. Инвестору ценовые сигналы оптового рынка сообщают, где новый энергообъект будет востребован.
Следующим этапом развития конкурентных отношений в электроэнергетике станет начало торговли мощностью. «Мы рассчитываем, что это произойдет уже к концу этого года», – отмечает Лариса Ширяева. Рынок мощности, уверены его разработчики, обеспечит создание новых электростанций для удовлетворения постоянно растущего спроса на электроэнергию. По мнению Дмитрия Царегородцева, рынок мощности – это еще и важный элемент планирования доходов генерирующих компаний и дополнительный индикатор их эффективности.