Отправляясь на отдых, большинство туристов не задумываются о возможных болезнях и травмах, и только единицы внимательно изучают свой страховой полис.
Фото Евгения Галеева
Крупнейшие российские туроператоры и страховые компании взялись за разработку единых стандартов страхования туристов. Возможно, что уже с декабря набор страховых услуг, входящих в стандартный полис для россиян, выезжающих за рубеж, будет серьезно расширен, а страхование туристов приблизится к европейским стандартам.
Сегодня любой турист вместе с путевкой получает страховой пакет от компании, с которой заключен договор у туроператора. Такой полис многие воспринимают как обязательную нагрузку – без нее не получишь визу, не купишь тур. Да и спектр услуг, которые по нему оплачиваются, достаточно ограничен. Стандартный полис добровольного медицинского страхования граждан, находящихся вне пределов постоянного проживания, покрывает расходы только на лечение экстренных заболеваний или травм, а в случае смерти застрахованного компенсирует расходы по репатриации тела. С таким полисом нельзя рассчитывать на лечение хронических заболеваний, даже если они обострятся во время отдыха. Лечить «хронику» придется за свой счет. Вам точно не оплатят расходы на лечение, если вы получили травму, находясь в нетрезвом состоянии. Эти правила едины во всех компаниях, что же касается объема услуг, то каждая компания это решает по-своему. Так что прежде чем отправляться на отдых, стоит поинтересоваться, что считается страховым случаем у компании, предоставившей вам полис. Например, некоторые страховщики не покрывают расходы по травмам, полученным на воде – во время катания на водных лыжах, скутерах, водных горках или «бананах». Другие страховщики снимают с себя ответственность за туриста, если он попал в беду за воротами отеля, и практически все откажутся вас лечить, если вы отправились на экскурсию с посторонним туроператором. Как правило, стандартный полис не включает лечение зубов и транспортировку больного туриста домой, не говоря уже о возможности для родственников приехать к пострадавшему.
Что касается тарифов, то они зависят от продолжительности тура и от страны пребывания. Например, для получения шенгенской визы турист должен приобрести медицинскую страховку с покрытием не менее 30 тыс. евро. Стоит она в среднем около 1 евро в сутки. При поездке в Таиланд страховщики рекомендуют застраховаться на 25 тыс. долл., в Турцию и Египет – на 15 тыс. Если вы занимаетесь экстремальными видами спорта – к примеру, дайвингом или горными лыжами, то стоит позаботиться о специальной страховке для спортсменов. Стоимость такого полиса не намного дороже стандартного медицинского. К примеру, горнолыжники в среднем платят из расчета по 2 евро в сутки, зато покрытие «горнолыжных» полисов значительно шире «пляжных» – как правило, от 30 до 100 тыс. евро.
Отправляясь в путешествие, не забудьте уточнить, как будет выплачиваться покрытие. Большинство компаний гарантирует компенсацию медицинских расходов прямо на месте, тогда не обязательно брать с собой про запас деньги на неотложные нужды. Но часть компаний предоставляет так называемую компенсационную страховку. В этом случае страхователь оплачивает все расходы самостоятельно, а по возвращении домой получает деньги от страховщика. Правда, лишь тогда, когда у пострадавшего сохранились все квитанции и при этом они правильно оформлены. И еще! Перед выездом не забудьте поинтересоваться, предполагает ли ваш полис франшизу, не всегда туроператор предупреждает об этом заранее. Франшиза – это та часть расходов, которую турист готов взять на себя (обычно 50–200 долл.), она не возмещается страховой компанией. Правда, стоимость полиса с франшизой обойдется туристу дешевле.
Впрочем, похоже, что скоро ситуация на туристическом рынке изменится. В этом году Ассоциация туроператоров России (АТОР) взялась за разработку единого стандарта страхования туристов, выезжающих за рубеж. В рабочую группу вошли не только ведущие туроператоры, но и страховщики – лидеры страхования туристов. Уже в декабре все члены ассоциации, а в нее входит около пятидесяти крупнейших туроператоров России, должны привести свои договоры о страховании туристов к единому образцу. Как сообщили «НГ» в АТОРе, такой полис будет приближен к европейским стандартам. Предполагается, что список обязательных медицинских услуг, которые будут включены в стандартное страховое покрытие, существенно расширится. В него, например, войдет оплата экстренной стоматологической помощи, расходы по срочному визиту третьего лица в чрезвычайной ситуации.
«Сейчас, если турист получал серьезную травму и попадал в больницу, его родственники должны самостоятельно организовывать поездку и приобретать билеты за свой счет. Теперь стоимость таких расходов будет покрывать страховщик. Кроме того, если дети остались без присмотра взрослого, который оказался в больнице, страховщик компенсирует затраты по эвакуации этих детей на родину. Он должен будет также оплатить туристу расходы, связанные с неожиданным возвращением домой, если, например, кто-то из его близких родственников неожиданно умер. В покрытие будут также включены расходы по лечению пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях. Предполагается также компенсировать убытки от последствия стихийных бедствий», – сообщила «НГ» руководитель рабочей группы страховщиков при Ассоциации туроператоров России Елена Скуратова.
По ее словам, стандартный полис ни в коем случае не будет включать франшизу. «Это дело – сугубо добровольное, такую опцию нельзя навязывать как обязательную. Каждый турист может воспользоваться франшизой только по своему усмотрению», – уточнила она. И что немаловажно – лимит ответственности будет устанавливаться не в целом по программе, а по каждому риску в отдельности. «Если раньше покрытие в 15 тыс. долл. предусматривалось на всю программу, то теперь – 15 тыс. приходится на каждую страховую услугу, которая входит в обязательную программу», – сообщила Елена Скуратова.
Как расширение покрытия скажется на страховых тарифах, пока не ясно. Очевидно, что тарифы вырастут. Однако, по словам Елены Скуратовой, это повышение не будет значительным, по кошельку туристов оно не ударит, а страховщикам придется экономить на услугах посредников.Новые стандарты планируют ввести с декабря все компании – участники АТОР.
По мнению представителя ассоциации, это серьезный шаг к цивилизованному рынку: «Если туроператоры – лидеры рынка примут единый стандарт и начнут его предлагать туристам, это задаст новые правила игры, которые вряд ли смогут проигнорировать все остальные компании».