В деле «РуссНефти», глава которой Михаил Гуцериев продолжает успешно скрываться от российского правосудия, появляются новые фигуранты. В пятницу произошли два важных события: сначала адвокаты Сбербанка заявили о возможном требовании досрочно погасить долг на 1,5 млрд. долл., затем руководство банка эти сообщения опровергло.
На слушаниях в арбитражном суде Москвы по иску Федеральной налоговой службы (ФНС) к акционерам компании адвокаты Сбербанка вдруг заявили, что банк может потребовать от «РуссНефти» досрочного погашения кредита в размере 1 млрд. долл. и 17 млрд. руб. По их словам, это произойдет, если суд признает недействительными сделки с миноритарными пакетами акций «РуссНефти», которые компания «Юран-инвест» продала фирмам «Миланфо» и «Млада». Именно эти сделки, как утверждают в ФНС, проводились с нарушением налогового законодательства, а потому могут быть признаны незаконными. Тем более что «они противоречат основам правопорядка и нравственности, согласно ст. 169 Гражданского кодекса».
«РуссНефть», на которой, по мнению ФНС, и так уже висит около 20 млрд. руб. долгов, требование о досрочном погашении столь крупных кредитов могло привести к банкротству и фактическому повторению судьбы ЮКОСа, распродаже ее имущества с молотка. Впрочем, информацию о претензиях своих адвокатов в тот же день руководство Сбербанка поспешно дезавуировало, назвав ее «не соответствующей действительности».
По мнению экспертов, предположений вокруг того, как будут развиваться события вокруг компании Гуцериева, сегодня очень много, а потому выделить основные сложно. При этом они не склонны связывать заявление адвокатов Сбербанка с попыткой банка или каких-то третьих лиц оказать дополнительное давление на «РуссНефть» с целью добиться скорейшей ликвидации компании или ее продажи конкретному покупателю. Как отметил «НГ» руководитель аналитического управления ФК «Открытие» Халиль Шехмаметьев, то, что произошло в минувшую пятницу, является деталью нормального бюрократического процесса. «Существует определенный порядок, которому следуют все службы компании, в данном случае – Сбербанка, – направленные на обеспечение интересов структуры, – считает аналитик. – Адвокаты отвечают за свой, сугубо юридический участок работы, тем более что возникает юридическое право. В то же время у руководства компании наверняка имеются свои интересы и договоренности, отсюда и последовавшие опровержения».
По оценке ФК «Открытие», активы «РуссНефти» стоят примерно на 600 млн. долл. больше, чем сумма долгов, которую сейчас вменяют компании.