В этом году наблюдается явное смещение мест проведения традиционных солидных экономических форумов. До сих пор памятна внезапная «атака» со стороны XI Санкт-Петербургского международного экономического форума на Лондонский экономический форум (когда в марте этого года подавляющее большинство отечественных бизнесменов и чиновников под разными предлогами отказались ехать на берега туманного Альбиона, с поразительной согласованностью решив патриотично представлять свои достижения в июне на берегах Невы). Теперь же, а именно 6 сентября, в северо-восточном китайском городе-порте Далянь открылся Первый международный экономический форум. Ни много ни мало «летний Давос».
Впрочем, в данном случае обошлось без конкуренции. Собственно, сам классический Всемирный экономический форум в Давосе и выступил организатором своего летнего филиала в Китае, который отныне планируется проводить каждый год. О логике организаторов свидетельствует и слоган мероприятия: «Баланс сил в ходе перемен». В форуме примут участие более 1500 представителей политических, экономических, научных и журналистских кругов более чем из 80 стран и регионов мира. Участники обсудят такие важнейшие вопросы, как глобальный бизнес-климат, развитие китайской экономики, пути выхода предприятий в мир и многое другое. В свою очередь, власти китайской стороны, принимающей международный бизнес, также уделяют форуму и его перспективам большое внимание. Вплоть до того, что с речью на церемонии открытия форума выступил премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао, а это весьма показательная деталь для страны, известной своим изощренным этикетом.
Одним из самых заметных участников с российской стороны является «Объединенная промышленная корпорация». В Далянь прибыл председатель совета директоров ОПК Александр Гнусарев. Это вполне логичный шаг, поскольку некое смещение акцентов в сторону Азиатско-Тихоокеанского региона наблюдается не только в международном пространстве, но и внутри России. Стоит только вспомнить, что в августе этого года Владимир Путин совершил рабочую поездку в Республику Тыва, да не один, а в компании с принцем Монако. А Республика Тыва – очевидная зона интересов ОПК, причем с изрядной выгодой для самого региона. Поэтому нет ничего странного в том, что глава республики Шолбан Кара-оол первым делом поблагодарил президента за решение о строительстве в Тыву железной дороги, поскольку благодаря этому строительству глубоко дотационный нынче субъект Федерации сможет совершить экономический рывок. Имелся в виду проект строительства железной дороги Курагино–Кызыл, авторство которого принадлежит именно ОПК. Корпорация будет финансировать строительство пополам с Инвестфондом РФ, так как проект наилучшим образом соответствует модной идее частно-государственного партнерства: Россия получает благополучный регион с нормальной промышленностью и инфраструктурой, а ОПК – возможность разработки богатейшего Элегестского угольного месторождения в Тыве.
Железнодорожная линия сделает возможной доставку грузов, в том числе через Транссиб и БАМ, в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, а также будет способствовать вовлечению в хозяйственный оборот других месторождений полезных ископаемых в Республике Тыва. Здесь логическая цепочка и приводит к Китаю. Несколько месяцев назад на Санкт-Петербургском международном экономическом форуме в ходе круглого стола «Российско-китайское инвестиционное и торговое сотрудничество», в котором приняли участие заместитель председателя правительства Российской Федерации Александр Жуков и заместитель премьера Государственного совета КНР госпожа У И, глава ОПК Александр Гнусарев уже выступил с доводами в пользу привлечения китайских компаний к железнодорожному строительству в Тыве. По оценке руководства ОПК, это будет полезно как с точки зрения применения передовых методов проектирования и строительства транспортных объектов в сложных горноклиматических условиях, так и с точки зрения сокращения сроков работ, что в конечном счете будет способствовать экономии средств федерального бюджета и частного инвестора при реализации проекта.