Несмотря на растущие затраты и увеличение сроков окупаемости проекта строительства нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО), труба в Китай будет продлена, а в перспективе даже расширена. При этом, как заявляет высшее руководство страны, вопрос о ее заполняемости с повестки дня снят.
Как заявил вчера президент России Владимир Путин на встрече с главой Минприроды РФ Юрием Трутневым, заполняемость трубопроводной системы ВСТО не вызывает сомнений. «Что касается обеспечения трубопровода к Тихому океану, насколько я себе представляю, сейчас уже нет сомнений в том, что эта система будет заполнена», – подчеркнул президент. «Сомнений нет, – заверил Трутнев. – Все компании подтвердили свои обязательства. Но, совершенно очевидно, их работа будет намного эффективнее, если мы предоставим более развернутую геологическую информацию». Накануне прошла аналогичная встреча с руководителем «Транснефти» Семеном Вайнштоком, который также заверил президента, что опасения по поводу наполнения трубы в сторону Китая и других рынков Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) напрасны. К тому же «Транснефть» готова приступить к проектированию продолжения маршрута ВСТО, но ждет соответствующего распоряжения правительства.
Как известно, планируемая пропускная способность ВСТО – 80 млн. тонн нефти в год, протяженность трассы – свыше 4,7 тыс. км. Конечным пунктом маршрута нефтяных поставок должен стать специализированный морской нефтяной порт в бухте Козьмино в Приморском крае. Ввод в строй первой очереди ВСТО от иркутского города Тайшет до поселка Сковородино в Амурской области проектной мощностью 30 млн. тонн и протяженностью 2,7 тыс. км намечен на конец 2008 года.
Как отмечают опрошенные «НГ» эксперты, из четырех основных проектов, которые ведет сегодня «Транснефть», – Балтийская трубопроводная система (БТС), Бургас–Александруполис, Каспийская трубопроводная система (КТК) и ВСТО – последний является самым масштабным и наиболее проблемным. «Этот проект встретил ряд препятствий на пути строительства второй очереди трубопровода, поскольку оказался слишком узким по сравнению с тем количеством нефти, которую российские нефтяные компании намерены поставлять на восток, – отмечает старший эксперт компании «2К Аудит – Деловые консультации» Марина Эль. – Кроме того, проектная стоимость первой очереди трубопровода выросла с 6,6 миллиарда долларов до 11 миллиардов долларов, в результате чего вырастет стоимость прокачки, а также время окупаемости – до 18–20 лет».
Впрочем, судя по интенсивному сотрудничеству «Роснефти» с китайскими компаниями, вторая очередь трубопровода все-таки будет построена, считает аналитик. «Роснефть» сегодня стала крупнейшей добывающей компанией в России, и именно она является основным нефтяным партнером Китая. Кроме того, если к «Роснефти» присоединится «Сургутнефтегаз», то добывающая мощность компании значительно возрастет, так что она заполнить трубу сможет практически самостоятельно. «Возможно, при проектировании второй очереди мощность трубопровода будет увеличена, – предполагает Марина Эль. – В трубу уже сегодня не могут попасть все желающие, а потребности Китая в ресурсах будут расти. Важное место в проектировании продолжения ВСТО займет отдельная ветка на Китай». К тому же «Роснефть» покупала участки ЮКОСа именно под вторую очередь ВСТО, а недавно совместно с китайской CNPC был куплен еще один участок в Иркутской области.