Все большее число россиян склоняются к тому, что экономика страны будет расти, а вместе с ней будет улучшаться и их собственное материальное положение. Это следует из опубликованного вчера социологического исследования «Росгосстраха». Эксперты призывают не слишком обольщаться охватывающим россиян безудержным оптимизмом, списывая значительную его часть на массированные предвыборные пиар-кампании, и предупреждают, что через год-два настроения могут смениться на прямо противоположные.
Центр стратегических исследований (ЦСИ) «Росгосстраха» летом провел очередное исследование потребительских настроений граждан России. Было опрошено около 14 тыс. респондентов в 44 городах с численностью населения более 100 тыс. человек. Выяснилось, что по сравнению с 2005 и 2006 годами россияне стали значительно более оптимистичны в оценках собственного будущего, а также перспектив экономического развития всей страны и своего города. В частности, значительно вырос индекс потребительских настроений (ИПН). В целом по стране он достиг 132,4 пункта, что на 11 пунктов больше, чем год назад. Самым оптимистичным городом России «Росгосстрах» называет Новосибирск, где ИПН превысил 140 пунктов, а самым пессимистичным – Челябинск с 127 пунктами. «Потребительский оптимизм – главный двигатель развития экономики, – отмечает руководитель ЦСИ Алексей Зубец. – И средний индекс в 132 пункта – это довольно много, особенно если учесть, что в странах Евросоюза аналогичный показатель равен в среднем 105 пунктам».
Если ранее зонами повышенного экономического оптимизма были лишь Москва и несколько крупнейших российских городов-миллионников, то сегодня рост индексов и выравнивание их значений прослеживается по всем группам городов. «Последние 5 лет устойчивого роста экономического благополучия привели к созданию у людей более оптимистичной картины близкой и среднесрочной экономической перспективы, в то время как катастрофичное сознание и глубокий общественный пессимизм уходят в прошлое», – считает Зубец.
Впрочем, не все эксперты разделяют столь благостную оценку происходящих в стране социально-экономических процессов. «Есть одна цифра, которая многое объясняет: по всем опросам в России имеют сбережения около 20% населения, а еще 20–30% ждут улучшения жизни, – поясняет руководитель Центра социальной политики Института экономики РАН Евгений Гонтмахер. – «Росгосстрах» – структура коммерческая, прибыльная, и не доверять их данным особых причин вроде бы нет. Но если они говорят в своих исследованиях о каком-то супероптимизме всего населения страны, то они явно спешат. Оптимизм, который наверняка имеет место быть, основан в большей части на авансе именно 20–30% населения: эти люди видят, что растут доходы в нефтянке, в «Газпроме» и т.д. Конечно, они при этом надеются, что через несколько лет и их доходы повысятся. К тому же существуют разного рода обещания, на которые наши политики щедры, как никогда, особенно перед выборами. Но выборы пройдут, и через один-два года после них настроение населения может поменяться в прямо противоположную сторону».