В российских аэропортах торговля бумажными билетами исчезнет еще не скоро.
Фото Евгения Зуева (НГ-фото)
Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) на полгода – с 1 января на 1 июня 2008 года – перенесла срок полного отказа входящих в нее компаний от бумажных билетов и переходе на электронную форму. Отказ от билетов сулит авиаперевозчикам немалую экономию, однако вряд ли снизит цену на перелеты для пассажиров российских авиакомпаний.
По уверениям российских авиакомпаний низкий уровень информатизации в России еще долгое время не позволит им отказаться от содержания сети продаж бумажных билетов, а следовательно, и экономия будет не столь уж внушительная. Продажи электронных билетов начались в России этой весной, но скидки на виртуальные билеты пока также остаются виртуальными и обычно не превышают сотни рублей.
Преимущества электронных авиабилетов эксперты IATA считают очевидными и неоспоримыми. Электронный билет представляет собой уникальный код, который содержит номер рейса и подтверждение факта оплаты. Переход на электронную форму позволяет компаниям сэкономить на содержании многочисленных авиакасс и оформлении бумажных бланков. Для получения электронного билета каждый пассажир, по существу, берет на себя работу авиакассира: с помощью домашнего или рабочего компьютера пассажир самостоятельно бронирует места в самолете, затем оплачивает их с помощью кредитки через интернет или в любом пункте приема платежей – на почте или даже в офисах оплаты мобильных телефонов.
По данным IATA, в которую входят 260 авиакомпаний, осуществляющих 94% всех международных воздушных перевозок, в мире ежегодно выписывается 400 млн. авиабилетов, из которых бумажными остаются лишь около 16,5 млн. С 2004 года доля электронных авиабилетов в общем объеме продаж выросла с 16 до 84%.
«Сегодня не более 2% авиапассажиров в России пользуются электронными билетами, тогда как в Европе и США их около 80 или 90%», – заявил «НГ» пресс-секретарь авиакомпании S7 («Сибирь») Артур Акопов. Столь низкий показатель Акопов объясняет слабой рекламой новой услуги, а также низким уровнем информатизации – особенно в регионах России. По его словам, аналитики S7 оценили размер экономии при использовании электронных билетов в 7–9 долл., тогда как реальная скидка для пассажира может ограничиваться лишь суммой в 50 или 100 руб. за билет. Акопов признает, что иностранные авиакомпании, как правило, предоставляют более значительные скидки при покупке электронных билетов. По его словам, сопоставимая экономия возможна в России только в случае оплаты билета по кредитке через интернет, что является лишь частным случаем оформления электронного билета.
Цены на бумажные и электронные билеты в «Трансаэро», по словам директора по связям с общественностью Сергея Быхала, практически не отличаются. Тем не менее объем продаж электронных билетов постоянно растет, что объясняется их удобством для пассажиров. «Даже в случае потери распечатки электронного билета пассажир сможет занять место в самолете, предъявив только свой паспорт и – если потребуется – подтверждение факта оплаты», – говорит Сергей Быхал. Впрочем, по его словам, окончательный переход России на электронные авиабилеты состоится не скоро, в том числе и по причине отсутствия необходимого оборудования в провинциальных аэропортах.
«Основная проблема внедрения электронных билетов – это отсутствие в большинстве российских аэропортов систем автоматизированной регистрации, поэтому на внутренних рейсах российские авиакомпании будут использовать бумажные авиабилеты», – заявила «НГ» представитель «ЭйрЮнион» Ольга Быкова. Однако с этим утверждением не согласен помощник министра Минэкономразвития Игорь Коньков. «Любой аэропорт в России оборудован современными средствами связи – иначе он бы не получил разрешения на работу», – говорит помощник Германа Грефа. По словам Конькова, «законодательная база для использования электронных билетов нуждается в некоторой шлифовке», однако никаких серьезных препятствий для внедрения этой технологии не существует. Нарекания пассажиров на переносы рейсов тех компаний, которые сделали ставку на электронные авиабилеты, Коньков никак не связывает с новыми технологиями и объясняет загруженностью аэропортов и авиакомпаний. «Регулярность вылетов у российских лайнеров значительно выше, чем, например, в Европе, где в аэропортах часто творится настоящая неразбериха», – говорит советник Грефа.
Тем не менее электронный авиабилет в России все еще считается не совсем полноценным документом. «Бумажный билет – это договор с авиакомпанией, который к тому же отпечатан на бланке строгой отчетности, а реакцию наших судов на какие-то самодеятельные распечатки из интернета пока трудно прогнозировать», – говорит пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина.
В ноябре прошлого года Минтранс утвердил своим приказом формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции. В середине июля 2007 года Минфин официально признал, что эти документы могут использоваться бухгалтериями (вместе с посадочными талонами) при подготовке налоговой отчетности. Тем не менее вчера в пресс-службе Минтранса корреспонденту «НГ» заявили, что для окончательного утверждения равноправия электронных и бумажных билетов «необходимы законодательные изменения в положения о бланках строгой отчетности». Сроки подготовки таких изменений в Минтрансе не уточнили.