Наши соотечественники все чаще покупают в кредит новые иномарки.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Нынешний год может стать рекордным для рынка автокредитования. Только за первое полугодие, по данным РБК, объем выданных автокредитов уже превысил 7 млрд. долл. Если динамика роста сохранится, то к концу года прогнозируемый рубеж в 14 млрд. долл. будет пройден. Бурное развитие автокредитования, по мнению экспертов, связано с повышением благосостояния россиян и с растущим спросом на автомобили. В 2006 году было продано более 2 млн. новых машин на 32 млрд. долл. Около 40% автомобилей было приобретено в кредит. При этом для иностранных авто эта цифра даже выше – около 45%. За первое полугодие этого года, по данным агентства PricewaterhouseCoopers, рынок автомобилей вырос еще на 28% в количественном выражении и на 51% в денежном.
Наши соотечественники предпочитают покупать в кредит новые авто. Основная часть из них – это машины эконом-класса. Однако эксперты отмечают, что постоянно растет доля кредитов на приобретение машин более высоких ценовых категорий. Если в 2005 году на сегмент от 10 до 20 тыс. долл. приходилось 18% покупок, то в 2006 году около 23%. Эта же тенденция сохраняется и в этом году.
Усиливается и активность банков на рынке автокредитования – расширяются линейки кредитных программ, смягчаются условия предоставления кредитов. Для банков автокредиты не только выгодные, но и наименее рисковые продукты по сравнению с потребительскими кредитами и кредитными картами. Ведь они обеспечены высоколиквидным залогом. Конкуренция побуждает банки снижать процентные ставки по кредитам и корректировать программы. В целом по основным показателям предложения банков сегодня примерно сравнялись. Как правило, от заемщика требуется внести первоначальный взнос – порядка 10% от стоимости автомобиля. А ставки по кредитам в среднем по рынку составляют 9–10% в валюте и 12–13% в рублях.
Самые востребованные, по мнению экспертов, классические программы автокредитования. Чтобы оформить такой кредит, нужно представить пакет документов: справки о доходах, копии всевозможных заключенных клиентом договоров, документы из налоговой инспекции и военкомата. Решение принимается банком в течение нескольких дней. Именно по классическим программам при наличии первоначального взноса можно рассчитывать на минимальные процентные ставки. Все больше банков предлагают так называемый беспроцентный кредит. Срок рассрочки в этом случае зависит от суммы первоначального взноса. Если клиент оплачивает единовременно 30% от стоимости автомобиля, он получает рассрочку на год, если 50% – на три года.
Появились на нашем рынке и распространенные за рубежом программы Trade-in и BuyBack. В первом случае при оформлении кредита учитывается стоимость старого автомобиля, который владелец передает автосалону. По программе BuyBack, общая стоимость автомобиля делится приблизительно на три равные части. Первая вносится сразу, вторая распределяется на ежемесячные выплаты, а третья часть «замораживается». Когда срок кредитования подходит к концу, клиент должен принять решение, что делать с машиной – он может продать машину в тот же салон, где ее купил, может продать автомобиль самостоятельно и вернуть салону ссуду, а может оставить машину у себя, а «замороженную» сумму выплачивать в течение еще двух-трех лет.
В прошлом году многие банки увлеклись экспресс-автокредитованием. Экспресс-кредит чаще всего выбирают те, кто не желает тратить время на сбор документов, а также клиенты, которым сложно представить банку официальные документы о доходах. Оформить экспресс-кредит предельно просто – достаточно заполнить анкету прямо в автосалоне и предъявить паспорт или другой документ, удостоверяющий личность. Как правило, в течение часа клиент получает ответ из банка. Однако надо учитывать, что стоимость таких кредитов выше стоимости классических. К тому же для самих банков это наиболее рисковый вариант. По оценкам ABARUS Market Research, у некоторых банков в общем объеме кредитов, выданных в 2006 году, доля экспресс-кредитов составила около 60%. В этом году банки более осторожны по отношению к экспресс-автокредитам, некоторые вообще от них отказались, большинство активнее развивают классические схемы автокредитования, а также концентрируются на разработке специальных программ совместно с автопроизводителями.
По прогнозам экспертов, в ближайшие несколько лет рынок автокредитования продолжит расти высокими темпами. Ведь пока существует неудовлетворенный спрос на машины. Сегодня на 1000 жителей нашей страны приходится около 160 машин, тогда как в Европе 400, а в США – 750 автомобилей.