РАО «ЕЭС России» и «Газпром» согласовали условия договоров о долгосрочных поставках газа на электростанции. Долгосрочные договоры позволят электроэнергетикам застраховаться от возможных сбоев в поставках газа в случае образования его дефицита. «Газпром» обязуется в случае срыва поставок компенсировать электростанциям убытки. В то же время обостряется вопрос, кто же окажется крайним в ситуации, если возникнет газовый дефицит.
До сих пор экономили как раз на электроэнергетиках. В случае возникновения по той или иной причине дефицита газа в «Газпроме» их интересы приносили в жертву в первую очередь, оберегая от пертурбаций экспортные поставки, снабжение ЖКХ и долгосрочные контракты с промышленными предприятиями.
Вчера замруководителя департамента по связям со СМИ РАО «ЕЭС» Татьяна Миляева подтвердила «НГ» факт согласования рабочей группой условий договоров между «Газпромом» и дочерними РАО региональными электроэнергохолдингами, о чем накануне сообщила начальник департамента по работе со СМИ энергохолдинга Маргарита Нагога. По словам Миляевой, переговоры шли несколько месяцев, но к настоящему моменту основные условия типового договора уже согласованы. Обсуждаются только объемы поставок в отношении ряда станций на Северо-Западе и Юге России. «Договоры заключаются на период с 2008 по 2012 год на принципах take or pay («бери или плати»), – отметила Миляева. – То есть невыполнение условий договоров как по поставкам, так и по потреблению газа влечет за собой санкции – как для поставщиков, так и для потребителей». Возможность введения санкций в отношении поставщиков вполне резонна, поскольку в случае недопоставок газа энергетики вынуждены заменять его резервным топливом – мазутом, который стоит в 3–5 раз дороже газа. Впрочем, размеры этих санкций пока неизвестны. Другая сторона – «Газпром» – ход переговоров и условия договоров официально комментировать отказалась.
Несмотря на заявления о том, что подписание договоров обоюдовыгодно: энергетики получат гарантии поставок топлива на электростанции, а «Газпром» станет продавать газ по цене, близкой к экспортной, – «дочки» РАО «ЕЭС» окажутся в более выигрышной ситуации.
В качестве иллюстрации достаточно вспомнить февраль прошлого года, когда из-за сильных морозов газовики резко – почти на 80% – ограничили поставки газа на электростанции. В результате энергетики, перейдя на мазут, понесли дополнительные расходы – по 250 млн. руб. в день сверх того, что закладывалось в тарифы. И эти потери никто им тогда не компенсировал. Теперь же у них появляется реальная страховка если не на все случаи жизни, то хотя бы на те, что будут зафиксированы в договорах. Повторения тех событий исключать нельзя, что прекрасно сознают в РАО «ЕЭС».
Глава РАО Анатолий Чубайс регулярно сетует на дефицит газа в стране, в частности для электростанций. «Газа в России нет по загадочным причинам, – заявил Чубайс, выступая в июне на конференции «Экология в энергетике». – Газ есть за рубежом, в России газа не существует. А спрос на выработку тепла и электроэнергии есть». В результате энергетика, по его словам, вынуждена переходить на другие виды топлива: мазут и уголь, что влечет увеличение выбросов в атмосферу. Что же касается дефицита газа в стране, то ранее глава РАО «ЕЭС» озвучивал цифру в 4 млрд. кубометров в текущем году, 8 млрд. кубометров в будущем и так далее – до 30–40 млрд. кубометров в течение нескольких ближайших лет.
Опасений относительно верности расчетов «Газпрома» об отсутствии предпосылок к образованию газового дефицита в стране добавляет двойственная позиция Туркменистана и перенос сроков ввода новых месторождений. Напомним, что «Газпром» рассчитывает на рост поставок газа из Туркменистана с нынешних примерно 60 до 80 млрд. кубометров к 2010 году. Однако эти надежды могут и не оправдаться, учитывая приоритетность обязательств Ашхабада перед Китаем о поставках с 2009 года 30 млрд. кубометров газа в эту страну даже в случае, если на разрабатываемых китайскими специалистами месторождениях к указанному году не будет добываться такое количество газа. Опасения, что недостача будет покрыта за счет сокращения поставок в Россию, усилились после того, как в ходе состоявшегося в июле визита в Ашхабад вице-премьера Сергея Нарышкина России так и не удалось зафиксировать объемы закупок туркменского газа.
По мнению экспертов, в условиях очередного форс-мажора, когда поставки газа из той же Туркмении могут быть резко сокращены, энергетики окажутся в более выгодной ситуации. «Естественно, что в условиях серьезного дефицита газа «Газпром» вряд ли откажется или хотя бы сколько-нибудь серьезно сократит объемы его поставок на экспорт в дальнее зарубежье, – считает аналитик ФК «Уралсиб» Евгения Дышлюк. – В этой ситуации страдать будет рынок внутренний, и прежде всего – электроэнергетика, которая является основным внутрироссийским потребителем этого топлива». Обязательства компенсировать расходы электроэнергетикам в таких случаях будут совсем не лишними.