России не удается блокировать попытки создания новых транспортных коридоров для экспорта центральноазиатских энергоресурсов в обход своей территории. Вчера в ходе официального визита главы Азербайджана Ильхама Алиева в Казахстан между госкомпаниями двух стран был подписан меморандум о совместной реализации Транскаспийского проекта по транспортировке казахской нефти в обход России.
Как было заявлено в совместном сообщении компании «КазМунайГаз» и Государственной национальной компании Азербайджана (ГНКАР), стороны подписали соглашение о стратегическом сотрудничестве в нефтегазовой отрасли. В частности, отмечается в документе, компании намерены совместно реализовать Транскаспийский проект, в состав которого войдут нефтетерминалы на казахстанском побережье Каспийского моря, танкеры и суда, нефтеналивные терминалы на азербайджанском побережье Каспийского моря и соединительные сооружения системы Баку–Тбилиси–Джейхан (БТД). Проект станет частью планируемой в настоящее время Казахстанской каспийской системы транспортировки углеводородов (ККСТ), в структуру которой Россия не вписывается.
Соглашение о создании ККСТ, призванной обеспечить поставку на мировые рынки в обход России до 38 млн. тонн нефти в год, было подписано в январе текущего года между «КазМунайГазом», итальянской Agip и СП «Тенгизшевройл». Как ожидается, система будет запущена к 2010–2011 годам. По ней добытая на гигантском месторождении Кашаган нефть будет доставляться танкерами в Баку и далее закачиваться в БТД. С 2005 года Астана начала также поставки по нефтепроводу в Китай, планируя довести их до 20 млн. тонн в год.
Растущее производство нефти заставляет Казахстан проводить все более независимую от России политику. В 2005 году в стране было добыто 62 млн. тонн нефти. К 2010 и 2015 годам, как ожидается, добыча вырастет до 84 и 150 млн. тонн соответственно. Пока Казахстан экспортирует нефть в основном по загруженному до максимальных 32–35 млн. тонн Каспийскому трубопроводному консорциуму (КТК) в порт Новороссийск. Однако Астана заинтересована в увеличении его мощности. Разработан проект его расширения, включающий строительство 10 новых перекачивающих станций, увеличение существующих резервуаров, а также сооружение третьего выносного причального устройства в районе Новороссийска. Однако вопрос его реализации упирается в увеличение тарифов на прокачку нефти, чего требует Россия и упорно не желают иностранные участники КТК.
По мнению экспертов, подписанный меморандум можно рассматривать двояко. «С одной стороны, он может служить элементом давления на Москву в вопросе расширения КТК, – отмечает директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов. – С другой, стоит вопрос, какая часть нефти – большая или меньшая с месторождения Кашаган – пойдет через Россию, а какая – через Азербайджан и Турцию».
Вчера также появились сообщения о том, что оператор проекта разработки Кашагана – итальянская Eni – может лишиться этого статуса, что также неминуемо скажется на сроках его освоения. Претензии у казахстанских властей вызывает невыполнение параметров реализации проекта: первоначально Eni заявляла о начале добычи в 2005 году, позже срок был отодвинут на 2008 год, а сегодня это конец 2010 года. Компания также повысила оценку расходов первой фазы проекта с 10 млрд. долл. до 19 млрд. долл., ссылаясь на то, что «недооценила масштаб проекта». Кроме того, по ее расчетам, пик добычи составит 1,5 млн. баррелей в сутки и придется на 2019 год, а не 1,2 млн. баррелей в 2016 году, как предполагалось ранее.
«Если Казахстан и может давить на Россию новым проектом, чтобы подвигнуть ее к решению вопроса с КТК, то и Россия, в свою очередь, может пригрозить сократить поставки», – считает руководитель проектов компании «2К Аудит – Деловые консультации» Константин Серебряный. С другой стороны, учитывая рост нефтедобычи в Казахстане, ему так или иначе придется искать дополнительные варианты поставок на экспорт, в том числе и в обход российской территории. При этом России придется смириться с утратой монополии на транзит из Центральной Азии.