0
1034
Газета Экономика Интернет-версия

09.08.2007 00:00:00

Казахстанская нефть поплывет в обход

Тэги: азербайджан, казахстан, нефть


России не удается блокировать попытки создания новых транспортных коридоров для экспорта центральноазиатских энергоресурсов в обход своей территории. Вчера в ходе официального визита главы Азербайджана Ильхама Алиева в Казахстан между госкомпаниями двух стран был подписан меморандум о совместной реализации Транскаспийского проекта по транспортировке казахской нефти в обход России.

Как было заявлено в совместном сообщении компании «КазМунайГаз» и Государственной национальной компании Азербайджана (ГНКАР), стороны подписали соглашение о стратегическом сотрудничестве в нефтегазовой отрасли. В частности, отмечается в документе, компании намерены совместно реализовать Транскаспийский проект, в состав которого войдут нефтетерминалы на казахстанском побережье Каспийского моря, танкеры и суда, нефтеналивные терминалы на азербайджанском побережье Каспийского моря и соединительные сооружения системы Баку–Тбилиси–Джейхан (БТД). Проект станет частью планируемой в настоящее время Казахстанской каспийской системы транспортировки углеводородов (ККСТ), в структуру которой Россия не вписывается.

Соглашение о создании ККСТ, призванной обеспечить поставку на мировые рынки в обход России до 38 млн. тонн нефти в год, было подписано в январе текущего года между «КазМунайГазом», итальянской Agip и СП «Тенгизшевройл». Как ожидается, система будет запущена к 2010–2011 годам. По ней добытая на гигантском месторождении Кашаган нефть будет доставляться танкерами в Баку и далее закачиваться в БТД. С 2005 года Астана начала также поставки по нефтепроводу в Китай, планируя довести их до 20 млн. тонн в год.

Растущее производство нефти заставляет Казахстан проводить все более независимую от России политику. В 2005 году в стране было добыто 62 млн. тонн нефти. К 2010 и 2015 годам, как ожидается, добыча вырастет до 84 и 150 млн. тонн соответственно. Пока Казахстан экспортирует нефть в основном по загруженному до максимальных 32–35 млн. тонн Каспийскому трубопроводному консорциуму (КТК) в порт Новороссийск. Однако Астана заинтересована в увеличении его мощности. Разработан проект его расширения, включающий строительство 10 новых перекачивающих станций, увеличение существующих резервуаров, а также сооружение третьего выносного причального устройства в районе Новороссийска. Однако вопрос его реализации упирается в увеличение тарифов на прокачку нефти, чего требует Россия и упорно не желают иностранные участники КТК.

По мнению экспертов, подписанный меморандум можно рассматривать двояко. «С одной стороны, он может служить элементом давления на Москву в вопросе расширения КТК, – отмечает директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов. – С другой, стоит вопрос, какая часть нефти – большая или меньшая с месторождения Кашаган – пойдет через Россию, а какая – через Азербайджан и Турцию».

Вчера также появились сообщения о том, что оператор проекта разработки Кашагана – итальянская Eni – может лишиться этого статуса, что также неминуемо скажется на сроках его освоения. Претензии у казахстанских властей вызывает невыполнение параметров реализации проекта: первоначально Eni заявляла о начале добычи в 2005 году, позже срок был отодвинут на 2008 год, а сегодня это конец 2010 года. Компания также повысила оценку расходов первой фазы проекта с 10 млрд. долл. до 19 млрд. долл., ссылаясь на то, что «недооценила масштаб проекта». Кроме того, по ее расчетам, пик добычи составит 1,5 млн. баррелей в сутки и придется на 2019 год, а не 1,2 млн. баррелей в 2016 году, как предполагалось ранее.

«Если Казахстан и может давить на Россию новым проектом, чтобы подвигнуть ее к решению вопроса с КТК, то и Россия, в свою очередь, может пригрозить сократить поставки», – считает руководитель проектов компании «2К Аудит – Деловые консультации» Константин Серебряный. С другой стороны, учитывая рост нефтедобычи в Казахстане, ему так или иначе придется искать дополнительные варианты поставок на экспорт, в том числе и в обход российской территории. При этом России придется смириться с утратой монополии на транзит из Центральной Азии.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1689
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3642
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2695
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2200

Другие новости