Европа откроет перед специалистами из России новые возможности.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
У россиян, мечтающих о высокооплачиваемой работе за рубежом, вскоре появится новый шанс. Еврокомиссар по вопросам юстиции Франко Фраттини заявил вчера, что ЕС намерен ввести так называемые «голубые карты» трудовых мигрантов, которые значительно облегчат поиск работы на всем пространстве ЕС. Новая кампания ЕС по привлечению квалифицированных работников усилит отток из России работоспособной молодежи и специалистов дефицитных специальностей – таких, например, как средний медицинский или технический персонал.
«Новое законодательство о «голубых картах» Еврокомиссия представит на утверждение министров внутренних дел ЕС в сентябре», – сообщил Франко Фраттини. «Голубые карты» призваны решить проблему нехватки высококвалифицированных кадров в ряде отраслей экономики и социального обеспечения ЕС. Евросоюз, в частности, намерен привлекать врачей, инженеров, ученых-исследователей и компьютерщиков.
Впрочем, чтобы получить «голубую карту», для начала нужно уже иметь опыт работы в ЕС. Только после завершения трудового контракта в Евросоюзе уже набравшийся опыта гастарбайтер может получить «голубую карту», которая позволит ему искать новую работу во всех странах ЕС. Карта не дает права на постоянное жительство в ЕС и на неограниченный по времени трудовой контракт. Однако, по словам еврокомиссара, карта будет действительна в течение пяти лет даже после возвращения мигранта на родину.
«Согласно майскому докладу еврокомиссара Фраттини к 2050 году потребность ЕС в иностранной рабочей силе превысит 20 миллионов человек, и именно этим вызвано появление «голубой карты», – говорит старший аналитик потребительских рынков компании «2К Аудит – Деловые консультации» Леонтий Гудман. По его словам, в Европе профессия врача, например, является одной из самых высокооплачиваемых, и разница в оплате труда с российскими коллегами составляет десятки раз. Однако массового оттока специалистов может и не быть. «Все перечисленные профессии требуют высокого профессионального знания языка – английского или местного языка, а этим могут похвастаться далеко не все россияне даже с высшим образованием», – отмечает Гудман. Кроме того, по его словам, соцопросы показывают, что большинство жителей России даже внутри страны предпочитают работать на российские, а не зарубежные компании.
Основой потока трудовых мигрантов по «голубой карте» скорее всего станет молодежь, которую привлекает более высокий уровень оплаты труда. «Российские власти проводят программы для поддержки молодых специалистов, но этого будет явно недостаточно по сравнению с возможностью работать в Европе», – отмечает Гудман.
«Отъезд квалифицированных кадров в такой депопулирующей стране, как Россия, – это трудновосполнимая потеря», – говорит директор региональных программ Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич. По ее словам, основную часть мигрантов составят активные и трудоспособные граждане до 40 лет. «На место уехавших специалистов придут менее квалифицированные мигранты из более бедных стран, и это создаст в России опасный промывной режим, – считает Зубаревич. – Такие высококвалифицированные специалисты, как, например, биологи, давно уже работают на два дома, а появление «голубых карт» спровоцирует отъезд специалистов средней квалификации». Официальная зарплата медсестры и врача в России часто не превышает 6 и 10 тыс. руб. соответственно, что в десятки раз ниже, чем в ЕС. «Если в России няня, медсестра или сиделка может рассчитывать на тысячу рублей в день, то заработки в Европе для аналогичных специальностей составляют от 5 до 7 евро в час», – отмечает Наталья Зубаревич. По ее мнению, в Евросоюз хлынет поток не столько высококвалифицированных специалистов, сколько работников остро необходимых специальностей, и эти понятия далеко не всегда являются синонимами.
Единственной группой специалистов, которая не захочет воспользоваться «голубыми картами», по мнению Зубаревич, могут оказаться компьютерщики. «В России заработки ИТ-специалистов находятся в пределах 2–4 тысяч долларов, и вряд ли ЕС сможет предложить что-то более привлекательное», – считает эксперт. С этим мнением согласен и вице-президент РИО-Центра Алексей Волин. «Зарплаты квалифицированных инженеров и ИТ-специалистов в России выше среднеевропейского уровня, что уже подорвало наше офшорное программирование и заставило обращаться за трудовыми ресурсами на Украину и в Белоруссию», – отмечает он.
Дефицит квалифицированных кадров – это общая проблема для ЕС, США, России и таких быстроразвивающихся стран, как, например, Мексика. «Кадровый резерв стран СНГ, которым сегодня пользуется Россия, через несколько лет исчезнет из-за демографических провалов в этих странах», – отмечает Волин.