Стоматологические программы в последнее время пользуются у частных страхователей все большим спросом.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)
Главная причина незначительного прироста сборов по добровольному медицинскому страхованию, по мнению экспертов, – ограниченное вовлечение в ДМС частных клиентов. Локомотивом рынка по-прежнему остаются юридические лица, 80–90% всех сборов по ДМС сегодня приходится на корпоративных клиентов. Чтобы привлечь как можно больше корпоративных клиентов, страховщики готовы идти на существенные скидки. Пока им выгоднее работать с крупными компаниями – за счет массовости покрываются возможные риски и убытки. В этом случае действует принцип, когда здоровый платит за больного. К частным клиентам страховщики относятся с долей недоверия. Дело в том, что большинство частников покупают страховку, когда им необходима срочная медицинская помощь, а это существенно увеличивает риск убытков страховой компании. К тому же клиент-частник более требователен – он оплачивает полис из собственного кармана и заинтересован в качестве предоставленной помощи. По признаниям самих страховщиков, споры с частниками возникают гораздо чаще, чем с корпоративными клиентами. Неудивительно, что полисы с одним и тем же набором услуг обойдутся частникам намного дороже, чем корпоративным клиентам.
Впрочем, круг корпоративных клиентов все-таки ограничен, особенно в крупных городах. Существует мнение, что этот сегмент рынка уже близок к насыщению, а страховым компаниям скоро не останется другого пути, как работать с физлицами. Многие уже предлагают программы эконом-страхования для частников. Такой полис может стоить и 200, и даже 100 долл. Однако вряд ли стоит покупаться на дешевизну. Как правило, такие программы гарантируют минимум услуг, зато содержат массу ограничений. Чем выше стоимость полиса, тем более полной будет программа. В стандартный полис ДМС обычно входит амбулаторно-поликлиническое обслуживание, которое может включать стоматологию, скорую помощь, а также программы стационарного лечения. Клиент может выбрать как полный пакет услуг, так и отдельные опции. В среднем программа амбулаторно-поликлинического обслуживания в комплекте со стоматологией обойдется в 700–1000 долл. Хотя цена полиса для индивидуала зависит от многих факторов. Здесь все имеет свою цену – возраст, профессия, состояние здоровья, наличие хронических заболеваний. При этом существует ряд ограничений по болезням, подпадающим под страховой случай. Как правило, это онкологические и другие недуги, которые могут привести к смерти страхуемого. Если впоследствии страховщик узнает, что вы не указали подобную болезнь, то компания не оплатит лечение.
По мнению страховщиков, сегодня наибольшей популярностью у частников пользуются детские программы и программы для будущих мам. Полис на сопровождение беременности в среднем стоит от 12 до 25 тыс. руб. А вот детские программы обойдутся дороже. И это понятно – детское ДМС содержит весомую профилактическую составляющую. Многие клиенты-частники приобретают стоматологические программы. В последнее время востребованы, по словам страховщиков, и программы экстренной медицинской помощи, разработанные для нерезидентов из стран ближнего зарубежья, а также программа для иностранных граждан из зарубежных стран, работающих в России.
По мнению аналитиков, способствовать привлечению физических лиц в ДМС будут и изменения, внесенные в Налоговый кодекс. С 1 января этого года начали действовать налоговые вычеты на расходы по приобретению полисов ДМС. Таким образом, граждане фактически могут вернуть 13% от стоимости полиса в пределах 50 тыс. руб.
Крупнейшие компании на рынке медстрахования в I квартале 2007 года | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
№ | Компания | Итого Премии на 01.04.07, млн. руб. | Физлица, премии млн. руб., | Физлица, выплаты, млн. руб. | Физлица, кол-во договоров, шт. | Юрлица, премии, млн. руб. | Юрлица, выплаты, млн. руб. | Юрлица, кол-во договоров, шт. |
1 | ⌠СОГАЗ■ | 6619,39 | 58,90 | 132,45 | 27 130 | 6560,49 | 1358,96 | 792 |
2 | ⌠Жасо■ | 4305,27 | 32,16 | 147,82 | 66 886 | 4273,11 | 3893,42 | 677 |
3 | РОСНО | 2628,17 | 88,85 | 28,91 | 5156 | 2539,32 | 735,32 | 1512 |
4 | ⌠РЕСО-Гарантия■ | 1106,74 | 100,90 | 0,88 | 8267 | 1005,85 | 364,15 | 1456 |
5 | Ингосстрах | 1061,20 | 30,03 | 45,53 | 13 174 | 1031,17 | 442,95 | 841 |
6 | ⌠Сургутнефтегаз■ | 844,01 | 23,98 | 24,50 | 2523 | 820,03 | 109,23 | 20 |
7 | ⌠Шексна■ | 815,54 | 1,78 | 0,62 | 631 | 813,76 | 198,93 | 271 |
8 | СГ ⌠КапиталЪ■ | 811,67 | 10,62 | 1,32 | – | 801,05 | 224,80 | – |
9 | Группа ⌠Ренессанс Страхование■ | 572,79 | 45,42 | 25,94 | 1616 | 527,37 | 159,43 | 352 |
10 | Росгосстрах | 553,14 | 49,51 | 31,79 | 59 123 | 503,63 | 248,69 | 1473 |
Источник: РБК |