Похолодание в российско-британских отношениях ввиду отказа Москвы выдать Лондону предпринимателя Андрея Лугового, обвиняемого в убийстве Александра Литвиненко, совпало с предъявлением Росприроднадзором претензий сразу к целому ряду британских компаний, работающих в России. Такую активность природоохранного ведомства эксперты напрямую связывают с дипломатическим скандалом между двумя странами и не исключают дальнейшей эскалации мер, направленных против экономических интересов друг друга.
Вчера замруководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) Олег Митволь обвинил британскую компанию Highland Gold Mining (HGM), которая ведет разработку Майского золоторудного месторождения на Чукотке (ООО «Майское»), в незаконном вывозе из России геологической информации. Одновременно стало известно о том, что Росприроднадзор приступил к проверке нефтегазовых компаний с иностранным участием, работающих в России и торгующихся на Лондонской фондовой бирже (LSE). Беглый взгляд на список попавших под проверки компаний отмечает большое количество среди них структур с британским участием. В частности, под проверки попадают «дочка» «ТНК-BP Холдинг» – ООО «Чумпасснефтедобыча» (ХМАО), дочерние предприятия британской компании Timan Oil&Gas – ООО «Нефтегазпромтех» и ОАО «Геотермнефтегаз», «дочка» британской компании Urals Energy – ООО «Верхнеомринская нефть», а также ООО «Южгазэнерджи», которую накануне приобрела британская JKX Oil & Gaz.
Кроме того, вчера по требованию Росприроднадзора на две недели были приостановлены работы на строительстве трубопровода в рамках проекта «Сахалин-2». Природоохранное ведомство обвинило оператора проекта – Sakhalin Energy – в том, что на одном из участков было допущено отклонение в устройстве дренажной системы.
Кроме того, компанию уличили в том, что она укладывает не те трубы, которые были утверждены по проекту. Формально – это удар по «Газпрому», владеющему контрольным пакетом в проекте. Однако, если учесть, что большая часть пакета несколько месяцев назад была приобретена у британской Shell, которая в итоге сохранила в «Сахалине-2» 27,5%, возникает вопрос о том, не потребует ли «Газпром» от британцев какой-либо компенсации за допущенные промахи. Вчера в пресс-службе «Газпрома» отказались прокомментировать «НГ» ситуацию, заявив, что это проблема Sakhalin Energy.
В свою очередь, в Росприроднадзоре не пояснили, связано ли повышенное внимание к британским компаниям с охлаждением отношений между странами. Заместитель начальника отдела надзора в области недропользования Росприроднадзора Наталья Спивак заявила дозвонившемуся до нее корреспонденту «НГ»: «Никаких комментариев, ни по каким вопросам», и повесила трубку.
Между тем старший эксперт НКГ «2К Аудит – Деловые консультации» Леонид Шац отрицает прямую связь между политической напряженностью в российско-британских отношениях и трудностями, которые испытывают британские компании в России. Претензии возникли раньше обострения на дипломатической почве. «По времени жертвой этого скандала можно назвать только Highland Gold Mining, первые проверки которой датированы началом июня», – напомнил Леонид Шац. От происходящего, уверен он, в большей степени пострадает британский бизнес.
У президента РСПП Александра Шохина несколько иной взгляд на события. В комментарии «НГ» он не исключил, что британские компании в России и российские компании в Великобритании могут оказаться в зоне повышенного внимания со стороны контрольных органов. «Это продолжение обмена дипломатическими ударами. Следующим нежелательным для бизнеса шагом станет усиление внимания к ним со стороны надзорно-контрольных органов», – подчеркнул Александр Шохин. По его оценке, в дальнейшем в этот двусторонний конфликт могут быть втянуты другие страны Евросоюза, которые примут сторону Великобритании.