0
1115
Газета Экономика Интернет-версия

25.07.2007 00:00:00

Порты соседних стран оставят без транзита

Тэги: порты, флот, украина


порты, флот, украина Российские порты ждут роста внешнеторгового товаропотока.
Фото Дениса Тамаровского (НГ-фото)

Согласно предоставленной вчера «НГ» в Минтрансе информации доля перевалки российских грузов в портах сопредельных стран неуклонно снижается. Если в 2002 году на российские грузы приходилось 25% общего грузооборота, то к 2006 году эта доля сократилась до 18%. Теперь Россия предпочитает осуществлять внешнеторговый товарооборот через собственные порты. Только в 2006 году перегрузочная мощность российских портов увеличилась на 43 млн. тонн. В дальнейшем предполагается еще больше переориентировать внешнеторговый транзит на отечественные порты. Первый вице-премьер Сергей Иванов, курирующий в правительстве развитие морских портов, не скрывает далеко идущих планов. «Мы все меньше и меньше будем осуществлять экспорт любой нашей продукции через порты Прибалтики и все больше загружать наши порты» – так он определил суть государственной политики в отношении морских портов. Впрочем, пока что в Москве не ставится задача полностью отказаться от транзита через порты соседних стран.

«Мы не ставим задачи переваливать все идущие в Россию и из России грузы через свои порты. Около 30%, а это 200–250 миллионов тонн, придется на порты Украины и стран Балтии. Но стратегические грузы, в частности энергоносители, будем перекачивать через свои терминалы», – заявил на днях глава Минтранса Игорь Левитин. При этом чиновник не скрывает, что помимо экономического аспекта в решении переориентировать поставки есть и политический. Комментируя латышским СМИ причины массового ухода российского бизнеса из портов стран Балтии, Левитин признал, что таким образом бизнесмены реагируют на осложнение межгосударственных отношений между нашими странами. При этом, по словам министра, экспорт российских энергоносителей на вентспилсском направлении (через Латвию) уже никогда не возобновится, поскольку альтернативные этому направлению порты были построены под Санкт-Петербургом.

Аналогичная участь ждет и другие грузы. В порту Усть-Луга под Санкт-Петербургом строятся акватории пусковых перегрузочных комплексов – универсального, минеральных удобрений, наливных грузов и части угольного терминала, а также автомобильно-железнодорожный паромный комплекс. Готовится удар и по порту литовской Клайпеды. Альтернативой ему должен стать глубоководный морской порт на полуострове Восточный в Калининградской области, для строительства которого сейчас готовится документация.

Аналогичным образом Россия ведет себя и на юге. Российские компании переориентируют потоки грузов на Черном и Азовском морях с украинских на отечественные порты. В частности, российские черноморские порты наращивают перевалку угля производства СНГ, быстро догоняя украинский портовый сектор. Перевалка угля через российские порты в 2006 году увеличилась с 3,8 млн. тонн до 4,2 млн. тонн, в то время как в украинских портах она стагнирует на уровне прошлых лет, который, правда, пока достаточно высок – 15,4 млн. тонн. В целом, как сообщили «НГ» в пресс-службе Минтранса, в 2006 году восемь черноморских портов России переработали 159,9 млн. тонн грузов, что составило около 40% от общего грузооборота российских портов. В то же время доля портов Украины в общем объеме российских грузов, переваливаемых в Азово-Черноморском бассейне, в 2006 году составила 25%. В основном речь идет об угле, руде, удобрениях, металлах и наливных грузах.

Российско-украинские грузотранспортные пропорции еще более изменятся не в пользу Киева после завершения строительства нового сухогрузного порта Тамань, задача которого опять-таки переманить российские грузы (контейнерные и угольные), следующие сейчас через Одессу, Ильичевск и Николаев. Проект предполагает использование насыпанной в 2003 году косы Тузла. Проектная мощность нового порта – до 35 млн. тонн грузов в год. Цена вопроса – около 60 млрд. руб., из которых 30 млрд. руб. планируется получить из Инвестфонда до конца текущего года. В этом случае строительство нового порта начнется уже в 2008 году. В числе возможных соинвесторов проекта называются компании «Базэл», «Русский уголь», «Еврохим», «Газпромэкспорт». Кроме сухогрузного терминала в Тамани уже в 2008 году появится наливной, который строят «Тольяттиазот» и «Таманьнефтегаз».

Эксперты усматривают в смене приоритетов политическую подоплеку. Заместитель гендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин считает, что происходит пересмотр прежней концепции. Когда порты стран Балтии и Украины использовались для транзита российских грузов, Москва считала, что тем самым усиливает свое влияние в этих странах. Но события показали, что Россия зависима, а эффективных рычагов воздействия на транзитные страны нет. «Экономические связи слабо трансформировались в политическое влияние», – резюмировал Макаркин, что, по его мнению, и подвигло российское правительство к смене приоритетов.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Планы на 2025 год – «ключевая ставка плюс терпение»

Планы на 2025 год – «ключевая ставка плюс терпение»

Анастасия Башкатова

Набиуллина рассказала, как выглядит солидарное сотрудничество, к которому призывал президент

0
454
Продажи нового жилья упали в два раза

Продажи нового жилья упали в два раза

Михаил Сергеев

На этапе строительства находится рекордное количество многоквартирных домов

0
459
ОПЕК+ простимулирует РФ добывать больше, а зарабатывать меньше

ОПЕК+ простимулирует РФ добывать больше, а зарабатывать меньше

Ольга Соловьева

Экспорту энергоносителей из России могут помешать новые западные санкции

0
564
Тихановскую упрекнули в недостаточной помощи заключенным

Тихановскую упрекнули в недостаточной помощи заключенным

Дмитрий Тараторин

Родственники отбывающих наказание утверждают, что стратегия противников Лукашенко только осложняет положение узников

0
381

Другие новости