Вступившее в силу с 1 июля постановление правительства Москвы № 88-ПП обязывает производителей и продавцов добровольно и за свой счет тестировать в уполномоченных властями 16 лабораториях пищевую продукцию на отсутствие в ней ГМО. В своем письме от 19 апреля городской департамент потребительского рынка и услуг известил торговые сети о том, что «начиная с III квартала текущего года контролирующими организациями будут проводиться проверки по вопросу наличия в пищевой продукции ГМО». В случае выявления товаров без маркировки «Не содержит ГМО!» департамент грозит участникам рынка внесением их в Реестр недобросовестных продавцов, «широкая информация о которых будет размещена в СМИ».
Пищевики недоумевают: зачем Москве понадобилось вводить сертификацию продуктов на местном уровне, когда федеральное законодательство и так обязывает производителей сообщать на этикетках информацию о наличии в продуктах ГМО в случаях, когда их уровень оказывается большим, чем 0,9%? Ведь в этом плане отечественный стандарт полностью копирует аналогичный стандарт Евросоюза. Зачем же тогда вводить в отдельном регионе правила, отличные от общефедеральных?
Много вопросов у участников рынка и к методике определения наличия в продуктах ГМО, которой руководствуются московские власти. В отличие от принятого в мире количественного анализа московский метод, разработанный никому не известным ООО «Биоконтроль», называется качественным, а его научная значимость не вызывает доверия пищевиков.
Среди негативных последствий участники рынка чаще других называли возможность удорожания конечного продукта на 10–20% и возможность возникновения в столице дефицита продуктов. Удорожание будет связано с необходимостью переоборудования производства с целью компенсации затрат производителей на дополнительную маркировку товаров и прохождения тестов на ГМО. А ритейлеры, по их подсчетам, просто физически не успеют пройти все предписываемые тесты до III квартала текущего года даже при условии полной загрузки всех действующих лабораторий. Следовательно, уже скоро в столице может наблюдаться дефицит хлебобулочной, мясомолочной и овощефруктовой продукции.
Пищевики едины во мнении, что, помимо желания заработать на производителях, иной цели у московских властей пока не просматривается, хотя и надеются на конструктивное взаимодействие с мэрией. Ведь никто из сторон не заинтересован в повторении недавнего печального опыта стихийного введения ЕГАИС, вызвавшего повсеместный дефицит алкоголя. Тем более в год федеральных выборов.