Семену Вайнштоку пришлось отвечать за резкое подорожание проекта ВСТО.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Строительство первой очереди нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО), по которому сибирскую нефть планируется доставлять к океанскому побережью для дальнейшего экспорта в страны Тихоокеанского региона, прежде всего в Китай и Японию, значительно выбивается из первоначальной сметы. Затраты на проект, который планируется завершить к концу 2008 года, выросли с 6,7 млрд. долл. до 11,3 млрд. долл., что вызвало открытое недовольство премьера Михаила Фрадкова на вчерашнем заседании правительства.
Правительство озадачилось бензиновым кризисом (НГ от 19.07.2007)«Как же так получается, – спросил премьер у главы «Транснефти» Семена Вайнштока, отрапортовавшего о ходе реализации ведомого его компанией проекта, – когда при увеличении протяженности трубы на 10% проектная стоимость увеличилась почти вдвое?..» Премьер не упустил возможности указать, что рост затрат по проекту значительно опережает инфляцию. «Тут не надо создавать прогнозируемой неожиданности», – попенял Фрадков Вайнштоку.
В ответ глава «Транснефти» сообщил, что его компания ведет работы по оптимизации затрат по проекту и «говорить о необоснованном удорожании проекта строительства ВСТО нельзя». «Этот проект совершенно отличается от предыдущего: на 500 километров увеличена длина трубы, потребовалось строительство дополнительных нефтеперекачивающих станций и т.д., – пояснил Вайншток. – Плюс к этому отсутствие инфраструктуры в зоне строительства, необходимость возведения новых линий электропередачи, собственной электрогенерации: это уже совсем другой проект». По его словам, «даже простое удорожание тонны труб с 1,3 тысячи долларов до 2,8 тысячи долларов привело к удорожанию проекта до 8,5 миллиарда долларов». Между тем работы по прокладке трубы ведутся ударными темпами, и на сегодняшний день проложено уже свыше 1 тыс. км труб из 2,75 тыс. км запланированных. При этом трудности приходится решать, что называется, на бегу. Например, российские подрядчики уходят из проекта из-за низких расценок. В результате, как объявил Вайншток, планируется привлечь почти 2 тыс. китайских рабочих, что составляет почти 40% из всех занятых сегодня на прокладке нефтепровода – более 5 тыс. человек.
По мнению опрошенных «НГ» экспертов, тенденция к удорожанию подобных проектов наблюдается во всем мире, так что российские подрядчики в стороне от нее остаться просто не могут. «Такая ситуация не редкость, тем более при реализации таких сложных проектов, как ВСТО, – считает руководитель проектов компании «2К Аудит – Деловые консультации» Константин Серебряный. – Такая же история была и со строительством Северо-Европейского газопровода (СЕГ): если изначально прокладка наземной части трубы оценивалась в 2,5 миллиарда долларов, то сейчас ее строительство оценивают приблизительно в 6 миллиардов долларов. При этом строительство еще не началось и еще неизвестно, с какими препятствиями можно столкнуться при прохождении подводного участка трубы. Так что вероятность того, что СЕГ подорожает еще раз во время строительства, высока». Подобная ситуация, как отмечает аналитик, и с ВСТО – строительство нефтепровода проходит в сложных географических условиях, что, несомненно, сказывается на строительной смете – любое отклонение от намеченного маршрута может стоить несколько миллионов долларов.
В свою очередь, директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов считает, что критиковать главу «Транснефти» особо не за что, поскольку из-за роста мировых цен на нефть дорожает практически все, что с ней связано: трубы, металлы, услуги, курс доллара и т.д. «К тому же труба идет по совершенно неосвоенной местности и в тяжелейших условиях, что также удешевлению явно не способствует, – отмечает эксперт. – Вдобавок тенденция к росту затрат на прокладку трубопроводов растет во всем мире, так что это не каприз одной лишь «Транснефти». В любом случае подсчитать, насколько оправданно повышение расходов, должны скорее аудиторы». Например, «Газпром» вынужден заранее заключать контракты на поставку труб для собственного проекта – газопровода Nord Stream, поскольку трубники и так не успевают наращивать объемы производства, в том числе и из-за проекта ВСТО.