Перед российскими ядерщиками в зоне их традиционного влияния – СНГ – замаячила новая угроза. Вчера министр иностранных дел Украины Арсений Яценюк объявил о возобновлении переговоров о возможности строительства в стране атомных электростанций канадской компании CANDU. И это не единственная угроза. В последние дни плохие для Росатома известия пришли не только из Киева, но и из Казахстана.
Вчера также глава украинского «Энергоатома» Андрей Деркач объявил о контракте с американской компанией Westinghouse на поставку украинского урана для производства тепловыделяющих сборок по американской технологии. Заявления украинских чиновников совпали по времени с решением Казахстана купить 10% акций одного из главных конкурентов российских атомщиков – уже упомянутой Westinghouse, с тем чтобы к 2014 году прекратить экспорт урановой руды, заменив его поставками за рубеж готовых тепловыделяющих сборок, произведенных по западным, а не российским стандартам (см. «НГ» от 10.07.07).
Пока Украина крепко привязана к Росатому, так как импортирует все необходимое топливо из России и здесь же обогащает свой природный уран. Однако переход Киева на западные технологии может в перспективе закрыть для российских атомщиков крупнейший рынок сбыта и одновременно солидный источник сырья.
«Для Украины чрезвычайно важно получить доступ к технологиям, которые уменьшают зависимость Украины от других стран», – заявил вчера Арсений Яценюк. По его словам, такая технология есть в Канаде – это ядерные реакторы системы CANDU, и они «помогут Украине избавиться от зависимости в получении ядерного топлива от других стран». CANDU (CANada Deuterium Uranium) – это тяжеловодный ядерный реактор, который позволяет использовать в качестве топлива природный или малообогащенный уран, тогда как реакторы других типов используют только обогащенное ядерное топливо.
«CANDU – это прямой конкурент российским реакторам ВВЭР-92 и ВВЭР-91/99, и, если канадцам удастся закрепиться на Украине, не исключено их дальнейшее продвижение, например, на перспективный китайский рынок», – считает эксперт по машиностроению компании «2К Аудит – Деловые консультации» Давид Рурик. Кроме того, в случае контракта с Канадой Киев активизирует собственную добычу урана и циркония – металла, который используется для изготовления тепловыделяющих сборок, в том числе и для российских реакторов. «Украина владеет крупнейшими в Европе месторождениями урановых руд и циркония, однако эти ресурсы разрабатываются недостаточно интенсивно», – считает Давид Рурик.
«В краткосрочной перспективе появление реактора CANDU на Украине практически не изменит структуру спроса на ядерные материалы, поскольку не повлечет за собой закрытие существующих АЭС, однако, если тяжеловодные реакторы в долгосрочной перспективе заменят нынешние, Украина выиграет в энергетической независимости», – считает завотделом исследований смежных отраслей промышленности Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Василий Тиматков. В проигрыше останутся предприятия по обогащению урана российской госкорпорации ТВЭЛ, которые могут лишиться довольно крупного заказчика, поскольку количество энергоблоков АЭС на Украине лишь вдвое меньше, чем в России.
По словам Тиматкова, появление канадских тяжеловодных реакторов в перспективе позволит Киеву снизить объем заказа на обогащение для российских предприятий и самостоятельно обеспечивать хотя бы часть атомных реакторов собственным топливом.
Основное преимущество тяжеловодных реакторов – использование в качестве топлива природного урана, что значительно снижает расходы на закупку топлива для реактора, отмечает эксперт ИПЕМ. Однако сам по себе такой энергоблок стоит больше, чем обычный водо-водяной реактор, к тому же довольно дорогим является и теплоноситель – тяжелая вода. «Эти обстоятельства сглаживают экономический эффект от дешевизны топлива», – поясняет Тиматков.
В пресс-службе Росатома «НГ» заявили, что «украинские коллеги вправе развивать те технологии, которые кажутся им экономически выгодными», а от других комментариев воздержались. В то же время главный ученый секретарь Курчатовского института Андрей Гагаринский уточнил, что «разговоры о ядерной независимости от России идут не первый год, но в мире пока не было прецедентов масштабной замены технологий, поскольку это крайне дорогостоящий процесс». «Канадский канальный реактор напоминает чернобыльский РБМК, который также отличался дополнительными проблемами с безопасностью», – поясняет Гагаринский. Однако, по его словам, в последнее время канадцам удалось преодолеть технические нюансы, и сегодня «ничего плохого о реакторах CANDU сказать нельзя». Андрей Гагаринский считает, что разговоры о CANDU пока больше похожи на способ давления на соседей, с тем чтобы добиться более выгодных условий поставок российского ядерного топлива.
«Никаких перспектив применения топлива и технологий Westinghouse на действующих украинских АЭС пока нет, поскольку это грозит техническими проблемами и снижением уровня безопасности», – заявил «НГ» один из экспертов. В то же время нельзя исключать, что в перспективе Украина, половина электроэнергии которой вырабатывается на АЭС, станет более независимой от российских ядерщиков.