«Растет ли зависимость России от сырьевого экспорта?» – этот вопрос вызвал вчера острый спор между предпринимателями и вице-премьером Александром Жуковым на проходящем в Москве ежегодном форуме «Новый бизнес – новая Россия». Еще одним яблоком раздора стало выяснение причин высокой инфляции, которая три месяца подряд превышает прошлогодний уровень. Если Александр Жуков настаивал на ее монетарном происхождении, то предприниматели, напротив, указывали на отсутствие прямой связи прироста денежной массы и роста цен.
В своем выступлении Жуков заявил, что страна в последнее время решительно «освобождается от сырьевой зависимости», а «ситуация в экономике за последние два года качественно изменилась в лучшую сторону»: в первом полугодии 2007 года лидерами роста стали машиностроение и обрабатывающий сектор промышленности. Лучше бы вице-премьер не затрагивал эту тему, так как своим выступлением он только раззадорил присутствовавших на форуме предпринимателей, увидевших в словах Жукова большие расхождения с действительностью. Представители бизнес-объединений приложили все усилия, чтобы у других участников форума возникли сомнения в адекватности нарисованной вице-премьером картины, причем в подтверждение своей позиции они привели неумолимую статистику.
В презентованном на форуме докладе вопреки заявлениям Жукова утверждается, что «сырьевая ориентация экономики продолжает усиливаться, поскольку с 2004 по 2006 год доля добычи полезных ископаемых в ВВП выросла с 9,5 до 10,7%». Как отметили выступавшие, при росте сырьевых и неторгуемых отраслей, которые не испытывают конкуренции со стороны импорта, продолжает ухудшаться положение многих обрабатывающих отраслей. Медленнее всего развиваются машиностроение, легкая промышленность и сельское хозяйство.
Один из участников форума указал на сокращение доли машин и оборудования в структуре российского экспорта при параллельном увеличении доли минерального сырья. По данным таможни, с 2004 по 2006 год доля доходов от поставок за границу сырья в структуре экспортных поступлений увеличилась с 58 до 67%. При этом, согласно подсчетам МЭРТа, в структуре инвестиций в основной капитал машиностроение прочно занимает последнее место – на его долю приходится лишь 2,3% общих капвложений. В то же время более 25% капиталовложений направляются в добычу полезных ископаемых и сырьевой комплекс.
«Около 80% российского экспорта составляет сырье, причем две трети этой суммы составляют углеводороды», – говорит аналитик Экономической экспертной группы Игорь Беляков. По его словам, в стоимостном выражении зависимость от экспорта в последние годы усиливается. «Однако из-за снижения прироста физических объемов добычи нефти и газа вклад сырьевых отраслей в рост ВВП в целом снижается», – отмечает эксперт.
По данным предпринимателей, доля конкурентоспособных компаний в обрабатывающей промышленности составляет всего около 20% и может сократиться до 10–12% уже в этом году. Нарастает и технологическое отставание экономики, в том числе и в сырьевом секторе. По данным Росстата, износ основных фондов в среднем по стране в прошлом году составлял 53,3% в секторе добычи полезных ископаемых и 47,5% в обрабатывающих производствах.
Не убедили предпринимателей и слова Александра Жукова о снижающейся инфляции, которая в прошлом году вышла на уровень 9% и должна снизиться в 2007 году до 8%. «Думаю, что в июле, августе и сентябре инфляция будет на уровне того же периода предыдущих двух лет», – пообещал во вторник вице-премьер. Таким образом, инфляция в третьем квартале 2007 года может составить около 1%. По словам Жукова, главной причиной высокой инфляции в последние месяцы стал мощный приток капитала в страну, который по итогам года может превысить 70 млрд. долл. Однако предприниматели не поверили в исключительно монетарное объяснение высоких темпов роста цен. «Общее снижение уровня инфляции не соответствует утверждениям Минфина о ее монетарном характере, более того – прирост денежной массы в последние годы сопровождался снижением инфляции», – заявил один из бизнесменов. «Создается впечатление, что рост цен на жилье и некоторые виды услуг не учитываются в среднем индексе потребительских цен – иначе уровень инфляции мог быть и выше», – добавил другой докладчик.