«Роснефть» оказалась не в состоянии переварить все приобретенные ею активы, принадлежавшие ранее империи опального Михаила Ходорковского. В минувшую пятницу она объявила о продаже Внешэкономбанку (ВЭБ) за 3,4 млрд. долл. 50% акций «Томскнефть ВНК». Сделка, по данным «Роснефти», была совершена еще 2 июля. Это сообщение практически сразу вызвало скандал: наблюдательный совет Банка развития, который по закону должен одобрять такого рода покупки ВЭБа, до сих пор не получал никаких документов.
В пятницу член наблюдательного совета Банка развития (БР), в который входят активы реорганизованного Внешэкономбанка, глава Минфина Алексей Кудрин заявил, что никаких данных у него нет. «Материалы в наблюдательный совет по такой сделке не вносились», – пояснил он, отказавшись от дальнейших комментариев. Между тем сделки, превышающие 10% капитала Банка развития, должны выноситься на рассмотрение наблюдательного совета. В данном же случае речь идет о сумме, которая вообще пятикратно превышает уставный капитал БР – 3,4 млрд. долл. против 650 млн. долл.
Согласно сообщению пресс-службы «Роснефти» компания договорилась с ВЭБом о «совместном принятии управленческих решений по основным вопросам развития «Томскнефти» и о принципах ротации ключевых кадровых позиций предприятия». Что же касается полученных средств, то они должны позволить ей закрыть ранее совершенные сделки, причем без увеличения своей задолженности. Для покупки активов ЮКОСа «Роснефть» заняла 22 млрд. долл., общая задолженность компании превысила 30 млрд. долл. Новые долги в такой ситуации не только ставили вопрос о кредитоспособности компании, но и могли негативно отразиться на биржевой стоимости ее акций. Учитывая, что недовольные убытками от участия в «народном IPO» миноритарии «Роснефти» на прошедшем неделю назад годовом собрании подвергли жесткой критике руководство компании, дополнительно рисковать финансовыми показателями менеджмент компании не стал.
Впрочем, «Роснефть» и раньше не скрывала своих планов по продаже избыточных активов. Как ранее заявлял глава НК Сергей Богданчиков, продажа «Томскнефти» как непрофильного актива уже планировалась, и на него «Роснефть» получила аж четыре предложения сразу. Но главный покупатель известен – «Газпром».
Как отмечают опрошенные «НГ» эксперты, «Томскнефть» досталась «Роснефти» вместе с Восточно-Сибирской нефтяной компанией (ВСНК) и перерабатывающими активами за 6,7 млрд. долл. Однако лот был явно недооценен и все активы достались госкомпании с дисконтом. Достаточно отметить, что аналитики одну лишь «Томскнефть» оценивали исходя из рыночной цены – в 5 млрд. долл. Как отметил руководитель проектов НКГ «2К Аудит – Деловые консультации» Ян Цукерман, полученные в результате средства «Роснефть» скорее всего направила на приобретение недвижимости ЮКОСа, которую ранее купила никому не известная компания «Прана». Об этой сделке было объявлено еще в начале июля.
«Впрочем, какие именно компании выкупила «Роснефть» и сколько за это заплатила, пока неизвестно, – отмечает аналитик. – Однако если учесть, что «Прана» может действовать в интересах «Газпрома», то не исключено, что ВЭБ в конечном итоге перепродаст полученную долю «Томскнефти» газовому холдингу». Тем более что «Газпром» еще до распродажи активов ЮКОСа не скрывал своей заинтересованности в «Томскнефти», поскольку месторождения компании находятся рядом с месторождениями «Газпром нефти». Таким образом, заключает эксперт, половина «Томскнефти» могла достаться Внешэкономбанку со скидкой, и также с дисконтом она может быть передана «Газпрому». Взамен «Роснефть» могла рассчитывать на скидку при покупке недвижимости ЮКОСа у «Праны». Однако, поскольку цена активов неравна, ей придется доплачивать за интересующие ее компании. Отсюда продолжение цепочки продаж: «Роснефть» может продать еще часть купленных на аукционе активов ЮКОСа, в частности, тот же «Газпром» интересовался ВСНК. Отдав газовому холдингу ВСНК или долю в ней, «Роснефть» сможет расплатиться с «Праной», не прибегая к новым займам.