Даже Андрею Бельянинову не просто посчитать, сколько страна теряет от серого импорта.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Правительство всерьез озабочено проблемой снижения доли серого товарооборота во внешней торговле. В ходе прошедшего вчера заседания министры в целом одобрили разработанные Федеральной таможенной службой (ФТС) критерии оценки работы таможенников и потребовали снизить долю серого импорта и экспорта.
На заседании были озвучены цифры теневого товарооборота с заграницей. По словам председателя Центробанка Сергея Игнатьева, доля серого импорта постепенно снижается, о чем свидетельствует сокращение разницы между данными таможенной статистики в России и ее зарубежных партнеров. По полученной ЦБ информации МВФ, в 2005 году разница в российских цифрах по импорту и данных стран, из которых осуществлялись поставки товаров России, составляла 27%. В прошлом году этот разрыв сократился до 20%. Впрочем, учитывая тот факт, что в прошлом году таможня перечислила в бюджет примерно 2,8 трлн. руб., не сложно подсчитать, что недоимка от серого товарооборота исчисляется сотнями миллиардов рублей. Ее сокращение способно стать важным источником пополнения бюджета в условиях, когда через два года он, по расчетам Минфина и МЭРТа, может утратить профицит.
Одобрив критерии оценки работы ФТС, всего их три: наполняемость бюджета, повышение качества услуг и борьба с контрабандой и контрафактом – члены правительства обратились к разнобою в таможенной статистике.
«А где «зеркальная» статистика, то есть сопоставление данных, которые предоставляет ФТС РФ, с отчетами других стран, которые импортируют свою продукцию? – задал вопрос Сергей Игнатьев. – Вы сознательно этот факт не упоминаете?..» В ответ главный докладчик – руководитель ФТС Андрей Бельянинов – только развел руками, отметив, что единый методологический подход все еще отсутствует. «Если с Китаем положение понемногу выправляется, то проблемы с другими странами пока остаются, – оправдывался главный таможенник. – Для нас самих стал неожиданностью тот факт, что наши данные и данные итальянской таможенной службы расходятся примерно на 4 миллиарда долларов, то же самое можно сказать и о Турции┘» Напомним, что российско-китайская разница по итогам 2006 года тоже выходила серьезная: по данным РФ, объем товарооборота между двумя странами составил 28,6 млрд. долл., тогда как китайская сторона говорила о 33 млрд. долл. Таким образом, почти 4,5 млрд. долл. остались практически неучтенными и соответственно не попали под таможенное обложение. Товарооборот России и Италии в прошлом году составил более 30,8 млрд. долл., и расхождения в оценке опять-таки равнялись тем самым 4 млрд. долл. То же самое можно сказать и о Турции. Впрочем, точную сумму убытков государственной казны даже в ФТС, по всей видимости, подсчитать не готовы.
Министр финансов Алексей Кудрин посоветовал коллеге более активно работать в этом направлении: «Мне кажется, что с каждым государством можно проводить более целенаправленную сверку методик, тем более что для наших иностранных партнеров эта информация является не менее важной». Игнатьев предложил переложить подсчет разницы на Роскомстат, который в этом вопросе может быть более объективным. Однако премьер-министр Михаил Фрадков призвал не снимать с ФТС ответственности за предоставление отчетности.
Как отмечают опрошенные «НГ» эксперты, вопрос серого импорта может быть решен достаточно просто, но решение потребует значительной политической воли и материальных затрат. «В 90-х годах процветал черный импорт, попросту говоря, контрабанда, – отметил «НГ» заместитель гендиректора «ФинЭкспертизы» Агван Микаелян. – К началу нового века с этой проблемой вроде бы справились, но серый импорт всегда был и есть, а его доля к настоящему моменту составляет примерно 15–20%». Проблему можно решить, введя современные электронные системы контроля на таможне. Однако части таможенников это грозит потерей дохода.