В минувшую среду во время визита первого вице-премьера Сергея Иванова в Ташкент было подписано соглашение на производство на стапелях Ташкентского авиационно-производственного объединения имени Валерия Чкалова (ТАПОиЧ) двух Ил-76 МФ для Иордании. Российская компания «Ильюшин», которая в проекте будет головным предприятием, таким образом, победила в негласном соревновании за лидерство с ТАПОиЧ.
Самолетов Ил-76 МФ сегодня даже нет на вооружении ВВС РФ. Пока в Узбекистане по проектам российских авиаконструкторов для испытаний построен всего один подобный лайнер. Подписание договора с Ташкентом – важная победа России, поскольку после распада СССР между «Ильюшиным» и ТАПОиЧ шла негласная борьба. Хотя более 90% деталей для Ил-76 производится в РФ, сборка самолетов проходит в Узбекистане – это было преимуществом ТАПОиЧ. Москва убедила узбекское руководство «покориться», пообещав включить ТАПОиЧ в российскую Объединенную авиационную корпорацию (ОАК). ТАПОиЧ станет первой иностранной фирмой в ее составе.
Как заявил в Ташкенте президент ОАК Алексей Федоров, «сейчас предметно обсуждается возможность вхождения Ташкентского авиаобъединения в ОАК. Если мы начнем работать в единой команде, подумаем о более рациональном использовании производственных мощностей ташкентцев».
Обнадеживающие узбекских авиастроителей заверения российской стороны сделаны впервые. И это при том, что еще в декабре 2006 года премьером-министром РФ Михаилом Фрадковым было подписано постановление об организации серийного производства Ил-76 в России. Начало серийной сборки компанией «Авиастар-СП» (Ульяновск) намечено на 2010 год. С 2012 года она должна выпускать ежегодно по десять Ил-76 разных модификаций. Как пояснил Федоров, в России займутся сборкой Ил-76 для ВВС страны, а сборка на ТАПОиЧ будет ориентирована на экспорт. До 2012 года планируется изготовить не менее 23 самолетов Ил-76 МФ на сумму около 1 млрд. долл.