В феврале 2006 года на заседании президиума Госсовета президент России Владимир Путин поддержал проект создания «Электронного правительства». Владимир Путин подчеркнул, что программа должна быть реализована к 2010 году. «Направление, требующее нашего внимания, – это информатизация государственного и муниципального управления», – отметил президент.
Прошло полтора года, но результаты одного из приоритетных направлений нельзя назвать впечатляющими. В некоторых областях России пытаются воплотить проекты госуправления с использованием высоких технологий. Однако процесс осложняется: ни в Центре, ни в регионах нет единых стандартов и подходов к реализации подобных программ. Более того, в каждом регионе власти по-своему трактуют цели программы. Кто-то просто создает интернет-сайт и при этом говорит о применении современных информационных технологий. Кто-то идет дальше, отказываясь от использования «рукопашных систем» по обмену межведомственными данными в пользу создания мультисервисного электронного правительства, пусть только в одном отдельно взятом регионе.
Необходимость приведения в порядок работы государственных служб и ведомств назрела давно. Каждому из нас знакома ситуация, когда на получение элементарной справки уходят часы, дни, недели. При этом качество услуг часто оставляет желать лучшего.
А проект «Электронное правительство» и задумывался для того, чтобы коренным образом изменить эту систему, создать единое информационное пространство, повысить качество государственных сервисов и при этом сократить время на получение услуг.
Но что происходит на практике? Реальные программы, приближающие нас к «светлому электронному будущему», можно пересчитать по пальцам. Те регионы, которые все же отважились на реализацию административной реформы, на пути поджидает немалое количество сложностей. Помимо сложностей с внедрением технологических решений существует проблема обмена данными между Центром и регионами.
И все же некоторые регионы упорно предлагают собственные варианты. О намерениях создать «региональные электронные правительства» заявили Тверская, Саратовская, Калининградская области, Пермский край и Республика Татарстан. Первые практические шаги сделаны в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, где с помощью новой системы межведомственного информационного обмена стараются упростить и ускорить предоставление разнообразных государственных услуг. В основе системы – использование социально-платежной карты «Югра», владельцы которой могут получать государственные и коммерческие услуги по единому стандарту на территории всего округа.
В отличие от многих регионов, разрабатывавших высокотехнологичные программы для системы управления, департаменту труда и социальной защиты населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, который курирует этот проект в регионе, удалось дойти до реального воплощения проекта. Уже сегодня жители Югры получают первые социально-платежные карты.
Примечательно, что в регионе создали систему, использовать которую может каждый житель Югры. Все мы получаем те или иные государственные услуги: медицинское страхование, образование, коммунальное обслуживание и многое другое. «С помощью одной социально-платежной карты ее владельцы смогут пользоваться самыми различными сервисами. Уже сегодня карта предусматривает оплату коммунальных услуг с учетом положенных гражданину компенсаций, а также получение на один счет всех выплат, будь то зарплата, пенсия, дотации и субсидии из федерального или регионального бюджета», – пояснила «НГ» первый заместитель директора департамента Ирина Уварова.
Система предусматривает дальнейшее расширение функций. Разработчики рассчитывают, что в ближайшее время социально-платежная карта «Югра» сможет заменить полис обязательного медицинского страхования, послужит «электронным рецептом» в аптеке при получении лекарственных средств из регионального списка.
К сожалению, пока подобные примеры единичны. Регионы практически не имеют возможностей обмениваться опытом, контактировать по вопросам создания единой межрегиональной программы. Попытку сдвинуть дело с мертвой точки предприняли представители нескольких передовых регионов, профильных министерств, члены Госдумы и Совета Федерации. На международной конференции в Брюсселе было принято решение о создании межрегионального Центра стратегических компетенций по «Электронному правительству» при Совете Федерации. Однако войти в этот центр согласились пока лишь три области, еще три субъекта выразили предварительную готовность. Очевидно, что это только начало. Остается надеяться, что пример таких регионов, как Югра, заставит всерьез задуматься над перспективой построения «Электронного правительства» по всей России.