Вчера президент Владимир Путин одобрил предложение правительства заключить соглашение с Норвегией о разграничении морских пространств в районе Варангер-фьорда в Баренцевом море. Ожидается, что в ближайшее время ведущиеся последние 40 лет споры о принадлежности участка будут разрешены.
Кремль претендует на крупный нефтеносный район Арктики ("The Guardian", Великобритания. 28 июня 2007)
Российский шельф манит иностранцев (НГ от 23.05.2007)
До сих пор граница между Россией и Норвегией в Баренцевом море не проведена, за исключением Варангер-фьорда. Переговоры о разграничении остальных пространств ведутся с 1970 года, причем Советский Союз настаивал провести делимитацию по западной границе полярных владений СССР, а Норвегия хотела по срединной линии. Из-за различий в подходах до сих пор примерно 175 тыс. кв. километров морского пространства считаются спорной территорией. По подготовленному сейчас проекту соглашения под раздел попадает лишь небольшой участок морских пространств, не входящий в этот район.
Переговоры о спорных участках моря возобновились в начале июня. Тогда после встречи премьер-министра РФ Михаила Фрадкова с главой правительства Норвегии Йенсом Столтенбергом стороны заявили о своей готовности подписать окончательные документы по морскому участку в районе Варангер-фьорда. При этом норвежская сторона утверждала, что все проволочки с решением этого вопроса связаны с нерешительностью Москвы.
С вступлением в силу соглашения будут установлены пределы распространения суверенитета, суверенных прав и юрисдикции двух государств в данном районе. Также будут внесены поправки в соглашение о разграничении в этом районе от 1957 года, в котором говорится о разграничении внутренней части Варангер-фьорда. «Сейчас мы подпишем соглашение о внешней части, – заявлял ранее Йенс Столтенберг. – Я думаю, что наша дальнейшая работа доведет нас до такой ситуации, когда мы сможем подписать соглашение о разграничительной линии в других спорных районах Баренцева моря».
Как отмечают опрошенные «НГ» эксперты, сами норвежцы называют участок неподеленного моря серой зоной, хотя этой территории больше подходит статус зоны золотой. Дело в том, что геологические исследования, проведенные в районе Варангер-фьорда, позволяют предположить, что под океанским дном могут скрываться крупнейшие в мире запасы природного газа и, возможно, нефти. Кроме того, регион богат рыбными ресурсами.
«Готовящееся соглашение предполагает разграничение морских пространств внешней части залива, что должно решить все спорные вопросы по этой территории, – считает руководитель проектов компании «Объединенные стратегические консультанты» Ян Вальд. – При этом вряд ли какая-либо сторона откажется в пользу другой от потенциальных запасов Варангер-фьорда. В начале июня, еще до встречи с Фрадковым, норвежский премьер встречался с губернатором Мурманской области Юрием Евдокимовым и выступил с предложением о создании совместно с Россией свободной экономической зоны (СЭЗ)». Правда, как отмечает эксперт, предложения по СЭЗ были в основном «сухопутные»: Норвегия предложила включить в ее состав территории норвежского муниципалитета Сёрварангер, а также российских городов Печенга и Никель. Вместе с тем в СЭЗ должны войти аэропорты на норвежской и российской стороне и инфраструктура железной дороги Мурманск–Никель, которую предлагается продлить до Сёрварангера. Кроме того, Норвегия предложила построить в рамках зоны мощности по производству алюминия и стали. «Не исключено, что в СЭЗ также может войти и спорный участок Баренцева моря, – предполагает Вальд. – Вполне возможно, что Россия и Норвегия договорились о совместной разработке запасов Варангер-фьорда, и, где именно пройдет разделяющая линия, имеет второстепенное значение, поскольку соглашение о СЭЗ позволит сторонам на паритетных началах реализовывать все проекты на данном участке».