Федеральная антимонопольная служба (ФАС) приступила к расследованию причин и последствий майского решения производителей газа о снижении его добычи. Средняя цена газа на бирже на 20% превысила установленный Федеральной тарифной службой (ФСТ) уровень для традиционных потребителей, вместо того чтобы упасть из-за перепроизводства.
Как заявил в понедельник вечером в интервью Интерфаксу и телеканалу «Вести» замглавы ФАС Анатолий Голомолзин, в его ведомстве решение о снижении добычи «вызвало вопрос», в связи с чем служба отправила соответствующий запрос «в «Газпром» и участникам, которые, по сообщениям СМИ, принимали подобные решения».
ФАС считает, что соглашение отечественных производителей газа могло повлиять на биржевую цену на голубое топливо. Как отметил Голомолзин, летом средневзвешенная цена газа на электронной торговой площадке «Межрегионгаза» установилась на уровне, превышающем на 20% установленный ФСТ. Руководитель управления ФАС по контролю и надзору в ТЭКе Александр Пироженко добавил, что его ведомство интересует, «как и на каком основании» производители решили снизить добычу. По его мнению, «соглашение имеет все признаки картеля: снижаем добычу – растет цена».
Напомним, что майское решение производителей о снижении добычи принято в ответ на падение потребления газа на внутреннем и внешнем рынках в связи с аномально теплой зимой. «Газпром» решил снизить добычу на 3 млрд. кубометров, до 557 млрд. кубометров. В свою очередь, «ЛУКОЙЛ» и другие независимые производители договорились о снижении добычи не более чем на 8% до конца третьего квартала текущего года.
«Газпром» комментирует сложившуюся ситуацию скупо, но, как сообщили «НГ» в концерне, компания окажет необходимое содействие проверяющим органам. «Мы открыты и готовы предоставить для проверки всю необходимую информацию», – пояснили в компании.
Эксперты «НГ», констатируют, что газовый рынок России монополизирован, и ФАС с этим ничего поделать не может. Но на свободный рынок газа ведомство смотрит очень внимательно. «Последнее заявление ФАС – это первое обвинение ведомства в картельном сговоре на газовом рынке, – отмечает эксперт нефтегазового сектора компании «2К Аудит – Деловые консультации» Вика Вагнер. – Доля независимых компаний на бирже достаточно велика – она доходит до 40%, так что к «заговорщикам» могут предъявить обвинения в картельном сговоре или злоупотреблении доминирующим положением, но доказать такой сговор всегда сложно┘».
Очевидно, что «Газпром», постоянно лоббирующий повышение ежегодно утверждаемых ФСТ тарифов на газ для постоянных потребителей, не захотел сбрасывать по дешевке на бирже образовавшиеся излишки и предпочел просто договориться с привязанными к его трубопроводам независимыми производителями газа о снижении добычи.
По мнению Вагнер, рост цены на газ мог быть вызван и тем фактом, что с 1 июля правительство разрешило поставлять газ новым потребителям по цене на 60% выше тарифов ФСТ, в результате цена топлива может дойти до 90 долл. за 1 тыс. кубометров. Излишки на бирже могли подорвать надежды газовиков заставить новых потребителей покупать топливо по столь высокой или близкой к ней цене.
Если бы «лишний» газ попал на рынок и цены упали, в выигрыше оказались бы прежде всего промышленные производители, использующие газ в качестве сырья, и новые потребители. Но падение цен даже в этом случае было бы незначительным и очень недолгим, так как дешевый газ был бы быстро раскуплен. «Спрос газа на бирже велик, – констатирует Вагнер. – Некоторые предприятия готовы покупать его по цене даже на 50% выше той, что предлагает ФСТ, так что 20-процентное подорожание не показательно».