Несмотря на сомнения в выгоде от возможной сделки, торговаться за Alitalia «Аэрофлоту» придется до последнего. Об этом говорит тот факт, что в ее пользу высказались сразу два первых вице-премьера РФ – Дмитрий Медведев и Сергей Иванов. Политические плюсы от российских инвестиций в Италию могут перевесить экономические минусы.
Как заявил в Риме первый вице-премьер Дмитрий Медведев, «приобретение «Аэрофлотом» государственного пакета акций Alitalia укрепило бы российско-итальянское взаимодействие». Он, правда, уточнил, что этот вопрос входит в компетенцию участников переговоров, которые идут непросто, но позицию выразил достаточно ясно: «Мое личное отношение – позитивное». О своем «крайне положительном» отношении заявил и другой первый вице-премьер – Сергей Иванов, выступая в Воронеже. По его словам, приобретая зарубежные авиакомпании, российские авиаперевозчики «двигают вперед, расчищают поляну и для производителей техники».
Напомним, что на тендер, участником которого является «Аэрофлот» совместно с итальянским банком Unicredit, выставлен госпакет акций крупнейшего итальянского перевозчика – авиакомпании Alitalia. Сумма покупки может составить порядка 3 млрд. евро, что для российской компании чувствительно. Ее соперником является итальянская авиакомпания AirOne, а также американская инвестгруппа MatlinPatterson Global Advisers LLC, которая вчера объявила о своем возвращении в борьбу за Alitalia. Что явно не на руку «Аэрофлоту», поскольку сыграть на понижение в таком составе ему вряд ли удастся. К тому же были сведения о его готовности отказаться от борьбы и переключиться на сербскую JAT Airways: в этом случае стоимость вхождения на западноевропейский рынок будет значительно ниже. Что очень важно, поскольку помимо долга в 1 млрд. евро, который висит на Alitalia, сотрясаемой периодическими забастовками персонала, ему придется заплатить и за сам пакет, причем много.
Однако, как отмечают эксперты, российские власти имеют собственное мнение по этому поводу. «Складывается ощущение, что «Аэрофлот» заставляют участвовать в конкурсе по итальянскому перевозчику, что, в свою очередь, наводит на мысль о существовании определенных планов России относительно Италии, – предположил в беседе с «НГ» руководитель проектов компании «2К Аудит» Константин Серебряный. – Впрочем, Италия – одна из немногих стран ЕС, с которой у России складываются действительно добрососедские отношения в экономике: энергкомпании Eni и Enel недавно обзавелись активами ЮКОСа и блокпакетом в 25% акций «ОГК-5». С другой стороны, отмечает эксперт, «Газпром» рассматривает возможность приобретения доли в итальянских компаниях. Кроме того, согласно европейской газовой директиве, компания Eni, контролирующая сейчас 61% итальянского газового рынка, должна к 2009 году снизить свою долю до 50%. На эти 11% рынка также рассчитывает «Газпром». К тому же в Италии сегодня нет агрессивных настроений в отношении российских компаний. «Берлин, например, отказался от сотрудничества с Россией в области совместного распределения газа для Европы, Лондон может заблокировать сделку по покупке «Газпромом» компании Centrica, Париж резко выступает против увеличения доли российского ВТБ в концерне EADS, – перечисляет аналитик. – В то время как в Риме возможное участие «Аэрофлота» в Alitalia никого не отпугивает». Вероятно, именно это заставляет российское правительство толкать «Аэрофлот» к сделке по приобретению итальянского перевозчика. А экономическая целесообразность покупки, возможно, уходит на второй план.