Процесс преобразования ФГУП «Рособоронэкспорт» в госкорпорацию «Российские технологии» затягивается. Пока лишь согласован текст распоряжения президента РФ о необходимости разработки законопроекта по реформированию ФГУП. Об этом сообщил глава «Рособоронэкспорта» Сергей Чемезов на авиасалоне в Ле Бурже.
Если учесть, что впервые о создании госкорпорации Сергей Чемезов сообщил в конце января нынешнего года, процесс реформирования «Рособоронэкспорта» получается долгий. Схема преобразования уже тогда была согласована, ожидалось, что процесс займет около года. За это время должны были принять закон о госкорпорации, создать управляющую компанию, а все холдинги и отдельные предприятия, которыми владеет госпосредник по торговле вооружениями, сделать равноправными акционерными обществами.
Затяжка получается нешуточная. Почти полгода ушло только на подготовку текста предварительного документа о необходимости создания госкорпорации. Теперь его еще должен подписать Владимир Путин, лишь после этого начнется разработка основного документа. При этом речь уже не идет о федеральном законе о госкорпорациях, а только о касающемся «Рособоронэкспорта». Считалось, что закон можно будет провести до конца нынешнего думского сезона, но теперь понятно, что навряд ли нынешний состав Федерального собрания с ним ознакомится.
Теперь вся надежда может быть только на президента. Ведь именно по его поручению оружейный госпосредник собрал под свое управление несколько десятков российских промышленных предприятий, включая «АвтоВАЗ», «ВСМПО-Ависма» – монополиста в производстве титана и изделий из него, все вертолетостроительные заводы и многие другие. До окончания президентского срока Владимир Путин должен, если рассуждать логически, этот свой проект завершить или перевести в необратимую стадию.
Главная причина создания многопрофильной госкорпорации «Российские технологии» – провал административной реформы. Министерства, которые «определяют политику в отрасли», но фактически не управляют, и департаменты, которые политику не определяют, а вместо управления занимаются распределением ассигнований и госзаказа, показали себя крайне неэффективно. При этом оказались разорваны межотраслевые связи, а прохождение документов замедлилось до черепашьих темпов. Сокращение количества замминистров и прочих ключевых чиновников при сведении вместе огромного количества предприятий и организаций привело к «эффекту бутылочного горлышка» – бумажному затору.
Точно так же неудачной оказалась попытка бюрократического реформирования оборонно-промышленного комплекса путем создания вертикально-интегрированных структур – отраслевых холдингов. Вместо 60 (первоначально – 72) холдингов удалось создать только 6. «Рособоронэкспорт» обкатал совершенно иную форму интеграции, которую можно назвать независимой или антибюрократической. Он просто приобретал управляющие пакеты акций приватизированных предприятий и организовывал оптимальные внутренние связи, собирал их в холдинги, создавал совместные и дочерние предприятия. То есть руководствовался здравым смыслом и производственной выгодой.
Как сказал корреспонденту «НГ» директор одного из приватизированных предприятий, «если создаются госкорпорации, значит, есть еще из чего создавать». Хотя отношение неоднозначное, поскольку предприятия оказываются не в равных условиях. В нынешней ситуации выгодно быть ФГУПом. С другой стороны, есть такая тенденция – обесценить акции своих предприятий и «сбросить» частнику, чтобы переложить на чужие плечи заботу о выживании завода. Это происходит, полагает руководитель предприятия, из-за отсутствия государственной промышленной политики. Он считает, что необходима поддержка государства, как в развитых зарубежных странах. В Германии, например, дают беспроцентные целевые кредиты сроком на 10 лет. А в США государство покупает пакет акций необходимого предприятия, дает дотации, а затем, когда стоимость акций возрастает, их продает и возмещает затраты. И если «Рособоронэкспорт» пользуется поддержкой государства и у него получается поднимать производство, это только плюс.
Создаваемая на базе ФГУП «Рособоронэкспорт» госкорпорация «Российские технологии» будет в корне отличаться от уже возникших объединенных авиастроительной и судостроительной корпораций. Торговцы оружием не просят у государства денег, поскольку ориентированы на реальное производство пользующейся спросом продукции, в том числе имеющей серьезный экспортный потенциал.