Глава «Роснефти» пустил на покупку ЮКОСа все кредиты.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Увлечение скупкой профильных и непрофильных активов дорого обходится крупнейшим государственным монополистам – «Роснефть» и «Газпром» фактически остались без свободных финансовых средств. И без того огромный общий долг компаний после аукционов по продаже наследия ЮКОСа вырос почти до 60 млрд. долл. – чуть меньше четверти расходной статьи бюджета России на 2007 год. В результате, как стало известно на прошлой неделе, «Роснефть» вынуждена взять кредит на 250 млн. долл., а «Газпром» – отложить выкуп акций «Газпром нефти». Четверть миллиарда долларов, которые необходимы «Роснефти» для покрытия дефицита во втором квартале 2007 года и для создания резерва, одолжит ВТБ – под 7% годовых и сроком на один год. «Газпром» же из-за сокращения плана по экспортным поставкам недополучит более 11 млрд. долл. прибыли, а потому выкуп 20-процентного пакета акций «Газпром нефти» у итальянской Eni за 3,7 млрд. долл. руководство концерна предпочло отложить до 2008 года. Как отмечают эксперты, нынешнее состояние дел у обеих компаний не явилось неожиданным и давно прогнозировалось: «Газпром» должен выплатить акционерам Sakhalin Energy около 9,3 млрд. долл. за вхождение в проект «Сахалин-2» и расплатиться за акции «Мосэнерго», а это еще 4,4 млрд. долл. «Роснефть» же, практически полностью скупившая активы ЮКОСа, потратила на новые приобретения 21 млрд. долл., то есть практически весь кредит в 22 млрд. долл., полученный у западных банков. Тем не менее, несмотря на общую гигантскую сумму задолженности, которая оценивается экспертами примерно в 60 млрд. долл., серьезных проблем у компаний не будет, по крайней мере в ближайшем будущем, но и риск дефолта в случае резкого падения мировых цен на углеводороды снимать со счетов нельзя. «Серьезные проблемы у госкомпаний могут возникнуть только в случае значительного падения цен на нефть, – считает начальник отдела рыночного анализа Собинбанка Александр Разуваев. – А кассовые разрывы госкомпаний будут немедленно покрыты за счет кредитов Сбербанка или ВТБ». Кстати, об угрозе дефолта в отношении госмонополистов впервые сказал в середине мая глава Минфина Алексей Кудрин, обвинивший их в опасном наращивании заимствований. Впрочем, несогласие с ним выразил глава Минэкономразвития Герман Греф, который отметил, что, «если наступит сложная ситуация, у компаний всегда существует возможность что-то продать┘», а затем и сам Кудрин вынужден был публично смягчить свою позицию. Слова главы МЭРТа 23 мая подтвердил и президент «Роснефти» Сергей Богданчиков, он посетовал, что компания купила много активов, не все из которых ей нужны. «Мы будем продавать непрофильные активы, активы в обособленных районах и активы, которые не вписываются в стратегию компании», – пояснил он.
«Что касается «Роснефти», то, учитывая общий долг в 34 миллиарда долларов, заем в 250 миллионов долларов не слишком отразится на ее финансовых показателях, – считает эксперт нефтегазового сектора компании «2К Аудит – Деловые консультации» Зиновий Хейфец. – К тому же она планирует в этом году начать рассчитываться с долгами: значительная часть может быть погашена с помощью продажи акций, выпуска еврооблигаций и в результате распродажи части ранее купленных активов ЮКОСа. Также она получит около 10 миллиардов долларов как кредитор компании-банкрота. А «Газпром» согласно договоренности может выкупить акции «Газпром нефти» в течение ближайших двух лет, так что если в этом году он рассчитается за «Сахалин-2» и «Мосэнерго», то в следующем году выкупит и акции своей дочерней компании».
Так или иначе, но сегодня общий долг двух крупнейших российских госкомпаний составляет почти 60 млрд. долл. – чуть менее четверти расходной статьи бюджета России на 2007 год. «Внешний долг частного сектора – главным образом госкомпаний – уже превысил 300 миллиардов долларов, и это является таким же серьезным фактором риска, каким еще недавно был государственный внешний долг», – считает научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин. К тому же огромные кредиты, привлекаемые госкомпаниями, потрачены в основном на приобретение новых активов, что не может не вызывать опасений. «Роснефть» и «Газпром» стали монополиями, которые наращивают свою капитализацию за счет дополнительных активов, не уделяя должного внимания производству и развитию существующих мощностей, – отмечает Хейфец. – Не исключено, что период «наращивания мышц» с распродажей ЮКОСа закончится, госкомпании рассчитаются с кредиторами, начнут развивать производство, наращивать темпы добычи и т.д.». Однако, как отмечает эксперт, нет никаких гарантий, что в скором времени не появятся другие интересующие их активы, а с ними и новые заимствования.