Попугав европейских акционеров EADS, Аркадий Дворкович решил уточнить свою позицию.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Вчера акции европейского аэрокосмического концерна EADS оказались в центре скандала в России. Ведущие информагентства страны распространили заявление руководителя экспертного управления президента Аркадия Дворковича, из которого следовало, что судьба акций и акционеров европейского аэрокосмического концерна EADS находится в серьезной зависимости от успешности переговоров между Москвой и концерном относительно возможности размещения на территории России производства самолетов Airbus. Если переговоры увенчаются успехом, то Россия может увеличить свой пакет акций в концерне, если провалятся – то продать находящийся в распоряжении Внешторгбанка (ВТБ) 5-процентный пакет.
Еще два года назад такое граничащее с мягким шантажом заявление могло бы обвалить резко дешевевшие на негативных новостях о неудачах в новых проектах акции EADS. Впрочем, на этот раз до международного скандала дело не дошло. Через несколько часов информагентства аннулировали свои же сообщения «в связи с уточнением позиции Дворковича».
Согласно первоначально переданной информации, Аркадий Дворкович заявил, что, если России не удастся договориться с Европой об увеличении масштабов сотрудничества в деле производства современных гражданских самолетов, 5-процентный пакет акций аэрокосмического концерна EADS, принадлежащий российскому ВТБ, может быть продан по решению самого банка. «Если же сотрудничество будет налажено, доля ВТБ может быть увеличена», – цитировали Дворковича Интерфакс, РИА Новости, РБК и другие информагентства. В то же время на вопрос, насколько может быть увеличен пакет, он ответил уклончиво, ограничившись замечанием, что «это вопрос бизнеса».
По словам чиновника, России придется производить всю линейку гражданских авиалайнеров в кооперации с западными партнерами и с использованием передовых технологий, как это происходит сегодня в автомобилестроении, либо делать это самостоятельно. В первом случае Москва помогла бы Европе материально, выкупив дополнительный объем ценных бумаг концерна, который остро нуждается в инвестициях. А во втором ей придется отказаться от участия вообще, продав свою долю на рынке со всеми вытекающими отсюда возможными негативными последствиями.
Эту скрытую угрозу можно было бы расценить как мягкую попытку шантажа европейцев, поскольку концерн в настоящее время находится в кризисе. Напомним, что ВТБ покупал тогда стремительно дешевевшие акции EADS с более чем 30-процентным дисконтом, а сумма сделки составила около 1 млрд. долл.
Впрочем, спустя несколько часов на информационных лентах появилось сообщение банка ВТБ, в котором старший вице-президент ВТБ Василий Титов заявил, что «ОАО «Банк ВТБ» в настоящее время не планирует осуществлять дополнительные инвестиции в акции Европейского аэрокосмического концерна». Чуть позже РИА Новости распространили сообщение об аннулировании слов Дворковича.
Впрочем, как отмечают опрошенные «НГ» аналитики, в любом случае сейчас разыграть карту с акциями EADS России не удастся. «По той простой причине, что сегодня на этот пакет найдется немало более привлекательных покупателей, так что повлиять на рыночную стоимость акций EADS и диктовать пророссийскую политику концерну такой шаг не сможет, – убежден руководитель аналитической службы компании «АвиаПорт» Олег Пантелеев. – Кризис в EADS, связанный с программой А-380, постепенно выравнивается, и вопрос утрачивает свою остроту – ожидается, что по результатам 2007 года концерн выйдет на неплохие финансовые показатели».
Понятно, что Россия хочет увеличить объем взаимных программ, так же как и Европа заинтересована перенести часть затрат в зону, не связанную с европейской валютой, из-за ее укрепления к доллару. «Но, кроме России, есть еще Китай и Индия, которые могут оказаться более привлекательными партнерами по производству, – отмечает эксперт. – Кстати сказать, в Китае заканчивается строительство уже третьего завода по производству аэробусов А-320, что наглядно показывает, в чью именно сторону смотрит Европа».
Аналитики сходятся во мнении, что в ближайшее время никаких радикальных шагов относительно российского участия в капитале EADS не произойдет – ВТБ не будет ни докупать его акции, рискуя получить от европейцев обвинения в попытке недружественного поглощения, ни продавать свои бумаги EADS. В то же время переговоры об увеличении масштабов кооперации будут продолжены на уровне политического руководства – не зря проблему поднял именно чиновник от политики, а не от руководства Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК).
Аналогичной точки зрения придерживается и аналитик компании «Объединенные стратегические консультанты» Вениамин Окс, который также сомневается в том, что ВТБ сможет значительно увеличить свой пакет в EADS, несмотря на объявленное новым французским президентом Николя Саркози решение о будущей продаже 15-процентной доли Франции в концерне. «Еще во время предвыборной гонки Саркози подчеркивал, что он резко выступает против увеличения доли России в EADS, – отмечает эксперт. – И, несмотря на то что российский банк является перспективным инвестором, который в свете нынешнего кризиса EADS просто необходим концерну, в Европе считают, что российский авиапром работает в основном на оборону и значительное участие россиян в деятельности концерна может поставить под угрозу безопасность стран – членов ЕС». Так что довести свою долю в EADS банку ВТБ хотя бы до 7–8% не удастся.