Министру транспорта Игорю Левитину предстоит изматывающая борьба с придорожными латифундистами.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Задуманные властями грандиозные проекты дорожного строительства вроде возведения новой автотрассы Москва–Санкт-Петербург или проходящей по Московской области Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД) могут быть сорваны по срокам или пройти со значительным отклонением от первоначально заданного маршрута. Виной всему непомерные требования придорожных землевладельцев, многие из которых специально, пользуясь инсайдерской информацией, заранее приобретали участки земли, проходящие или примыкающие к запланированным объектам, с целью извлечь сверхприбыль при ее перепродаже застройщикам.
На днях вступил в силу закон о резервировании земли для государственных и муниципальных нужд, который ограничивает возможности спекулянтов заработать миллиардные состояния на покупке и перепродаже с наценкой земли в зоне будущего строительства автодорог. Впрочем, у пользующихся инсайдерской информацией земельных спекулянтов по-прежнему остаются весомые козыри для извлечения из таких операций сверхприбылей. Процедура изъятия попавших в их распоряжение участков настолько сложна и длительна, что дорожникам проще либо отказаться от новых проектов, либо удовлетворить финансовые запросы спекулянтов.
Новый закон фактически запрещает перепродажу участков вблизи возможных трасс. А также снижает размер компенсации при изъятии всех построек на зарезервированных участках. Если же сооружения появились после введения режима резервирования, то они могут быть изъяты у владельцев вообще без всякой компенсации. Однако даже такие драконовские условия резервирования никак не упростили саму процедуру изъятия собственности, оставив ее слишком рискованным и затратным мероприятием.
«Если владелец участка или постройки не согласен с предложенной ценой, то изъять собственность можно только через суд, который можно намеренно затягивать на многие годы», – говорит зампредседателя совета по земельным отношениям Московской области Николай Дижур. По его словам, такая процедура очень удобна спекулянтам, которые уже скупили участки вдоль трассы Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД). В связи с этим значительная часть бюджета ЦКАД в 12 млрд. евро может быть израсходована на компенсации изымаемых земель. «Бутовский синдром уже несколько раз заставил проектантов менять трассу ЦКАД, длина которой уже увеличилась на несколько километров», – поясняет Дижур. На сегодняшний день длина ЦКАД составляет 504 км, но нет никаких гарантий, что трасса не сделает еще несколько изгибов, которые значительно увеличат ее протяженность. Активные работы на этой магистрали пока не начаты, а сроки окончания строительства могут переноситься из-за многочисленных судебных тяжб по поводу недостаточных компенсаций.
Аналогичные проблемы возникают и у строителей скоростной автомагистрали Москва–Санкт-Петербург длиной 712 км. «Проблема спекуляций недвижимостью вблизи федеральных трасс действительно существует, однако публикациями в прессе лучше ее не обострять», – посоветовали корреспонденту «НГ» в Федеральном дорожном агентстве. Чиновники этого ведомства неофициально признают угрозу полной остановки строительства из-за попыток спекулянтов затянуть судебные разбирательства о размерах выкупа.
«В соответствии с 281-й статьей Гражданского кодекса в цену выкупа включается рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, при этом рыночная цена земли может оказаться даже ниже кадастровой», – говорит пресс-секретарь дорожного агентства Андрей Меньшов. По его словам, непосредственная близость садовых участков к оживленной трассе или промзоне может снизить их рыночную стоимость практически до нуля. Надежды спекулянтов на получение от государства сверхдоходов в дорожном агентстве считаю призрачными, поскольку в случае неразрешимого спора о компенсации у дорожников всегда есть возможность пересмотра проекта с обходом конфликтных территорий.
Протяженность будущей платной автотрассы от Москвы до Санкт-Петербурга составит около 650 км, и дорогу планируется построить к 2011–2012 году. Суммарные расходы на строительство, по словам руководителя дорожного агентства Олега Белозерова, составят около 240 млрд. руб. Всего под строительство планируется изъять около 5,5 тыс. гектаров, главным образом на территории лесных массивов. Однако если изъятие федеральных лесных земель под строительство больших затрат не потребует, то отчуждение участков вблизи двух столиц обойдется в копеечку. «Расходы на выкуп недвижимости вдоль новой трассы Москва–Санкт-Петербург могут составить около миллиарда долларов», – говорят эксперты Минтранса, которые уже провели предварительные переговоры с некоторыми владельцами построек на отчуждаемой территории. Пока же замминистра транспорта Александр Мишарин признает, что «длительность процедур изъятия земель не позволяет нормально двигаться при строительстве новых автодорог».
При этом речь идет не только о земле непосредственно под автодорогой, но и о более широкой «полосе отвода», на которой будут размещаться объекты дорожного сервиса, коммуникации, наружная реклама и «другие объекты». В апреле правительство утвердило постановление «О порядке установления и использования полос отвода федеральных автомобильных дорог», которое закрепило за Федеральным дорожным агентством функции изъятия и выкупа. При этом сами размеры полос отвода трасс будет определять Минтранс.