Алексей Кудрин и Герман Греф поговорили о кризисе.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
В пятницу министр финансов Алексей Кудрин решил пояснить сделанные им в среду в ходе лекции в Высшей школе экономики заявления о схожести финансово-экономической ситуации в нынешней России с той, что предшествовала азиатскому кризису 1997–1998 годов («НГ» от 18.05.2007). В кулуарах встречи министров финансов стран «большой восьмерки» в Германии он заявил журналистам, что его «неправильно поняли» и что «никакой банковский или финансовый кризис России не грозит». Было очевидно, что уточнения последовали не столько из-за какой-то неточности в прежних словах министра или в их истолковывании общественностью и СМИ, сколько из-за стремления смягчить акценты. Судя по всему, чтобы население не восприняло прозвучавшие в ходе лекции откровения как сигнал к тому, что уже в ближайшем будущем страну ждет новый финансовый или банковский кризис. Впрочем, в ходе «уточнений» министр фактически повторил основные «горячие» тезисы своей лекции, которые наталкивают на мысль о том, что в российских финансах не все в порядке.
Как сообщала «НГ», Алексей Кудрин в ВШЭ несколько раз подчеркивал опасное совпадение российской ситуации со сценарием азиатского кризиса, который был вызван большим притоком иностранного капитала для слишком рискованных инвестиций. «Нам нужно учесть причины кризиса 1997 года в Азии, чтобы не допустить повторения этого сценария у нас», – говорил в среду глава российского Минфина. По его словам, государство должно ограничить свое присутствие в хозяйственной деятельности, в том числе и в банковской системе, поскольку «участие государства снижает ее прозрачность». Кроме того, государство «не должно искажать рыночные сигналы» и не должно снижать эффективность и прозрачность российской экономики.
Однако не секрет, что вопреки словам Кудрина российское государство не только не ограничивает, но всячески наращивает свое присутствие в экономике. Кроме того, рост государственных расходов и инвестиционная политика госмонополий часто вызывают сомнения в их эффективности. Именно поэтому предупреждения Кудрина об опасности повторения в России сценария азиатского кризиса и вызвали значительный резонанс в обществе и СМИ.
В пятницу Кудрин также пояснил, что главный тезис его лекции был связан с тем, что в условиях, когда частный сектор берет много кредитов, он должен эффективно их использовать и реализовывать те проекты, которые позволят эти кредиты вернуть. «Я привел пример некоторых стран Юго-Восточной Азии, которые в такой ситуации не смогли реализовать такие проекты, и это стало одним из факторов кризиса 1998 года», – пояснил Кудрин. Чтобы сценарий азиатского кризиса не повторился в России, по словам Кудрина, «требуется очень сильное корпоративное управление, очень сильный финансовый надзор».
Между тем сам Кудрин постоянно демонстрирует сомнения в силе российского корпоративного управления и финансового надзора. Так, например, на последнем заседании правительства в прошлый четверг министр в очередной раз потребовал анализа многомиллиардных доходов и инвестиций «Газпрома». «К сожалению, мы не рассматриваем на правительстве инвестпрограмму «Газпрома», а она должна быть подготовлена и рассмотрена – и это наша общая позиция с Германом Грефом», – заявил Кудрин.
Не остался в стороне от этой темы и глава МЭРТа. В субботу Герман Греф фактически поддержал смелую инвестиционную политику госкомпаний, пообещав, что «правительство не допустит их дефолта». Комментируя тезис Кудрина о слишком больших заимствованиях госкомпаний, глава Минэкономразвития заявил, что «у нас есть все возможности не допустить никаких дефолтов». Причем Греф указал и на возможные пути борьбы с вероятной неплатежеспособностью госкомпаний. По словам министра, у госкомпаний большие долги, но в то же время у них имеются и большие активы. Продав часть активов, можно будет избежать возможной дыры в балансе. Эта мера приведет также к тому, что «чиновники меньше будут влиять на экономические процессы страны, что благоприятно скажется на развитии экономики».
Между тем эксперты относятся к предупреждениям Алексея Кудрина вполне серьезно. «Аналогии с азиатским кризисом уместны для России лишь отчасти, поскольку приток иностранной валюты обеспечивается сегодня не только займами, но и потоком нефтедолларов, а также эмиссией акций банков и госкомпаний», – считает начальник отдела рыночного анализа Собинбанка Александр Разуваев. Точный объем горячих денег, которые могут в любой момент уйти из России по азиатскому сценарию, – неизвестен. Но, по словам аналитика, величина оттока может составить «многие миллиарды долларов».
«Значительная часть притока иностранного капитала идет не на фондовый или валютный рынки, а для обслуживания запросов компаний внутри страны, и это выгодно отличает нынешнюю ситуацию от преддверия азиатского кризиса», – считает главный экономист «Уралсиба» Владимир Тихомиров. По его словам, «российская экономика обладает значительным запасом прочности», однако «опасность мини-кризисов из-за рискованной кредитной политики хозяйствующих субъектов исключать нельзя».