Минфин приготовил приятный подарок всем владельцам автомобилей и автолюбителям. Как заявила вчера на конференции замглавы департамента финансовой политики Минфина Вера Балакирева, в правительство внесены поправки, согласно которым возмещать ущерб от аварии по страхованию автогражданской ответственности (ОСАГО) будет не компания-страховщик виновника ДТП, а компания, в которой застрахован пострадавший автомобилист. По словам чиновницы, еще год назад речь шла о том, что такая система будет работать только для незначительных дорожных происшествий, однако исходя из средней величины выплат по ОСАГО было принято решение, что она будет работать независимо от размера убытков.
Не секрет, что компания-страховщик виновника ДТП сейчас всеми способами часто старается затруднить и затянуть процесс оформления возмещения. Это и понятно, пострадавший к ней не имеет никакого отношения. Предполагается, что компания, в которой застрахован пострадавший автомобилист, отнесется к нему с большим участием, после чего сама будет разбираться со страховщиком виновника ДТП. Впрочем, действовать «прямой» принцип будет лишь в том случае, если в ДТП не более двух участников, транспортные средства застрахованы по ОСАГО, а ущерб причинен только имуществу.
По словам представителя Минфина, поправки предусматривают также введение системы «европейского протокола», когда авария оформляется без вызова ГАИ. Действовать она будет в том случае, если ущерб транспортным средствам не превышает 25 тыс. руб. Кроме того, в случае согласия страховщика и потерпевшего относительно размера убытка можно будет не проводить независимую техническую экспертизу. В законопроекте есть жесткое требование, согласно которому все страховщики, входящие в Российский союз автостраховщиков (РСА), должны будут участвовать в системе прямого урегулирования и «европейском протоколе». Лимит ответственности за причинение вреда жизни и здоровью пострадавших установлен в размере 240 тыс. руб. на каждого потерпевшего.
По мнению Веры Балакиревой, изменения, связанные с упрощением процедуры страховых выплат по ОСАГО, «несомненно будут приняты». Весь вопрос, по ее словам, только в сроках, поскольку пока непонятно, в какую сессию депутаты Госдумы будут рассматривать предлагаемые Минфином нововведения.
По мнению председателя Движения автомобилистов России (ДАР) Виктора Похмелкина, тот факт, что обещания Минфина внести соответствующие изменения настолько затянулись, можно объяснить лишь сопротивлением страховщиков. «Тем не менее при всех нюансах принятие этих поправок будет серьезным шагом вперед, – считает эксперт. – Во-первых, введение одного только «европейского протокола» существенно сократит не только процедуру рассмотрения таких происшествий, но и позволит разгрузить дорожно-транспортную ситуацию, ведь не секрет, что сегодня любое столкновение автомобилей в той же Москве сразу приводит к пробке». Что же касается судьбы законопроекта, то она выглядит, по словам опрошенных «НГ» экспертов, вполне безоблачной. «Если соответствующее решение правительством будет принято, то Госдума вряд ли его отклонит, – считает Похмелкин. – Однако не исключено, что его принятие может быть существенно приторможено по срокам, учитывая серьезные лоббистские возможности страховщиков. Впрочем, по моим сведениям, глава РСА господин Кигим поддерживает эти поправки┘»
К сожалению, выяснить позицию главы РСА «НГ» вчера так и не удалось. В свою очередь, президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Александр Коваль также уверен, что сама идея будет депутатами поддержана. «Но проблема в том, что я лично официального текста предлагаемых поправок пока не видел, поскольку в Госдуму они пока не поступили, – отметил глава ВСС. – Так что комментировать какие-то конкретные положения сегодня довольно сложно┘»