Анкара сделала очередной шаг в борьбе за контроль над проходящими сейчас через Босфорский пролив и Дарданеллы потоками российской и казахской нефти. Вчера был дан старт рассчитанному на два года строительству нефтепровода Самсун–Джейхан. Нефтепровод свяжет черноморское и средиземноморское побережья Турции. Анкара рассчитывает перенаправить в эту трубу значительную часть проходящей сейчас через перегруженные проливы российской и казахской нефти. Этот проект вступает в прямое противоречие с планами России ослабить транзитную зависимость от Турции, перенаправив российскую и казахскую нефть в альтернативный нефтепровод Бургас–Александруполис, строительство которого еще не начиналось.
Напомним, что в середине марта в ходе визита в Афины президента России Владимира Путина Россия, Греция и Болгария договорились начать в 2008 году строительство проходящего через Болгарию и Грецию нефтепровода Бургас–Александруполис. В него в обход турецких проливов планируется направить отгружаемую из Новороссийска российскую и казахскую нефть.
Турция не скрывает амбициозных планов по сохранению и усилению своей роли в поставках энергоресурсов в Европу. Как заявил на прошлой неделе в Москве турецкий посол в РФ Курултуш Ташкент, энергетическая стратегия Турции включает в себя «все меры, направленные на то, чтобы стать центром транзита энергоресурсов, учитывая расположение страны, находящейся на перекрестке путей из Азии в Европу». При этом посол напомнил, что подконтрольные Турции проливы работают сегодня на пределе возможностей. С 1996 по 2005 год поток проходящих через Босфор и Дарданеллы танкеров вырос с 4248 до 10 тыс., а объем переправленной ими нефти с 60 млн. тонн до 145 млн. тонн.
По мнению опрошенных «НГ» российских экспертов, проект строительства нефтепровода Бургас–Александруполис пока выглядит предпочтительнее: его протяженность почти вдвое короче – 280 км против 550 км, а стоимость ниже – 1 млрд. долл. против 1,5 млрд. долл. соответственно. Однако встает вопрос времени – если турецко-итальянский консорциум в составе компаний «Чалык Энерджи» и ENI обещает наполнить трубопровод Самсун–Джейхан нефтью к лету 2009 года, то строительство Трансбалканского начнется лишь в конце будущего года и может занять от 2 до 3 лет.
На днях министр развития Греции Димитрис Сиуфас в ходе выступления перед парламентом сообщил, что нефтепровод Бургас–Александруполис может начать функционировать лишь в конце 2010 – начале 2011 года. Такие сроки запуска серьезно снижают конкурентные преимущества этого маршрута.
Наибольшую выгоду от постройки обоих трубопроводов получает Казахстан. Астана заинтересована в диверсификации путей транзита своих растущих поставок, и для нее непринципиально, каким образом казахская нефть пойдет на внешние рынки – через Балканы или Турцию. Как отмечает специалист отдела инвестиций инжиниринговой компании «2К» Георгий Фаст, в любом случае Казахстан может рассчитывать на расширение мощностей Каспийского трубопроводного консорциума (КТК), особенно если учесть, что он наряду с американской Сhevron может присоединиться к Трансбалканскому трубопроводу.
«Разговоры о времени строительства пока очень приблизительны, – отмечает директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов. – Завтра тот же глава «Транснефти» заявит, что он готов реализовать свой проект через год, и что с того? Другой вопрос, что с вводом в действие ветки Бургас–Александруполис труба Самсун–Джейхан окажется пустой – «пробки» в проливах исчезнут, а тот же Казахстан сможет гнать свою нефть и по маршруту Баку–Тбилиси–Джейхан. С другой стороны, Турция может наполнить свой проект, искусственно ограничив пропускную мощность своих проливов, но пока рассуждать о возможных вариантах действий было бы преждевременно».